Не только летом быть в праздник одетым

Угроза распространения коронавирусной инфекции в туристический сезон обесцветила и смазала традиционный событийный календарь. Мы были лишены наших традиционных летних фестивалей. Сколько еще событийный туризм и культура будут находиться в осадном положении неизвестно. Предлагаем использовать это время для размышлений о том, чем наш край может привлечь гостей зимой.

Предвижу, что ближе к зиме в сети Интернет, а следом и в региональной прессе, появится рейтинг, в котором будет сказано, что Селигер вновь вошел в некий шорт-лист мест, которые сограждане выбирают для отдыха зимой в пределах России. Горнолыжных курортов у нас нет.

Озеро скованно льдом. Чем привлекает округ гостей? Зимней рыбалкой? Заснеженными живописными лесами? Комфортабельными турбазами и сервисами за доступную сумму? В последнем сильно сомневаюсь. А вот в чем не сомневаюсь вовсе, так это в том, что дело точно не в фестивалях и событиях.

В зимний период наша территория впадает в спячку. Если летом фестивали, концерты и праздники идут сплошной чередой, то зимой нам только и остаётся, что взять ледянки, картонку потолще или популярный ныне надувной тюб, и спуститься на нём с крутой кличенской горы, подвергнув испытанию пятую точку. Утрирую, конечно, но это недалеко от правды. Событийный туризм в Осташковском городском округе довольно жёстко привязан к летнему сезону.

Справедливости ради стоит отметить, что ситуация эта характерна для большинства провинциальных туристических городов, не научившихся в полной мере использовать для привлечения туристов даже те преимущества, что были заложены самой историей и природой.

Сейчас, в условиях ограничений на посещение зарубежных стран, когда потоки отдыхающих вынуждены обратиться к внутреннему туризму, открывается окно возможностей. Есть шанс показать, что небольшим туристическим городам, вроде нашего Осташкова, есть что показать не только летом. И это действительно так, нужно лишь вспомнить о забытых зимних традициях, что-то подсмотреть, и упаковать всё в полноценную туристическую программу зимнего Осташкова.

Фестиваль рыбной ловли

Зимний туризм в первую очередь подразумевает посещение тех мест, где можно заняться активным отдыхом или экстремальными видами спорта. Гор, лыжных трасс и подходящих для экстремалов склонов у нас нет. Но также этот сезон привлекает и тех, кто умеет ценить все прелести зимнего периода и способен почувствовать красоту заснеженного леса.

Фестиваль зимней подлёдной рыбалки – первое, что приходит на ум, когда речь идет о скованном льдом Селигере. Фантастическое заснеженное озеро, окруженное реликтовыми сосновыми лесами – идеальная площадка для рыболовного фестиваля.

В самой рыбацкой столице, каковой является Осташков, в рамках фестиваля может быть организован конкурс на приготовление самой вкусной ухи. Площадкой для этого может стать городская набережная, которая уже в следующем году получит некое благоустройство и новые функциональные зоны, которые будут нуждаться в достойном, круглогодичном наполнении.

Гонки на собачьих упряжках

Погрузиться в романтику севера и промчаться по застывшему озеру мимо островов на собачьей упряжке, как вам идея? А ведь не так давно, около десяти лет назад, энтузиасты уже организовывали подобные соревнования. А если копнуть еще немного дальше, то выясняется, что первые подобные соревнования в Тверской области прошли в 1998 году именно на Селигере.

Это поистине красивый, зрелищный спорт, который идеально мог бы вписаться в зимнюю событийную программу.

Экстремальный Селигер

Не претендующими на уникальность, но также востребованными у туристов и любителей экстрима могут быть спортивные соревнования самой разной направленности. Гонки на снегоходах и трофи-рейды (соревнование по преодолению бездорожья на внедорожниках) могут привлечь на нашу территорию обеспеченных граждан, готовых после изнурительных соревнований согреваться на наших турбазах, в отелях и кафетериях. Для тех, у кого кровь горяча, но нет средств на дорогостоящую технику можно придумать фестиваль холодного плавания. Да и лыжные соревнования, если сделать их действительно массовыми и престижными могут стать событием.

Не верите? А вспомните про гостей из проекта «Х-Waters» (международная серия заплывов на открытой воде). Они, что, придумали плавание? Что-то действительно новаторское? Нет. Просто добились определенного репутационного уровня. Привлекли действительно выдающихся пловцов, которые обеспечили престиж соревнованиям. Вложились в организацию. Сделали заплывы настоящим зрелищным праздником, мимо которого коллеги-журналисты пройти не могут. Кстати, входной билет для участников совсем недешев. Уверен, что расходы организаторы окупают вполне.

Рождественская ярмарка мастеров

Моя давняя мечта, которая, по большому счету, может быть реализована в любой сезон. Но если говорить о зимнем периоде, то это может быть формат рождественской ремесленной ярмарки. Осташков – город мастеров и художников. Был, есть и будет. О наших незаурядных умельцах газета рассказывает регулярно. Это поистине талант-
ливые люди, создающие своими руками удивительные изделия из кожи, ткани, бумаги, метала и дерева.

А теперь представьте, что в рождественские праздники на бульваре улицы Евстафьевской организуется большая ярмарка, на которой представлены все эти уникальные произведения мастеров. В воздухе витает аромат кофе, пряного глинтвейна, выпечки. Играет живая музыка. Вдоль торговых рядов снуют купцы и просто любопытствующие. Да, это не фестиваль в привычном понимании, но определенно событие, которое может оживить город в праздники. Сами мастера, наверняка, поддержат такую идею выставки-продажи.

Начиная с этого года жители Тверской области имеют возможность зарегистрироваться в качестве самозанятых. Ярмарка может мотивировать ремесленников к получению легального статуса налогоплательщиков.

Этнографический фестиваль «Снежная крепость»

Заимствовать фестивали легко, но хорошо бы придумать что-то своё, имеющее под собой реальную историческую основу. Тогда и шансов на создание чего-то уникального, жизнеспособного в перспективе становится больше. Появляется пространство для создания целостного образа события с возможностью его дальнейшего брендирования и территориального закрепления.

А теперь обратим своё внимание на наш заповедный Кличен. Когда-то он был известен благодаря находившемуся на северо-западе острова одноимённому городку Кличень. В грамоте литовского князя Ольгерда 1371 года Кличенская крепость названа в числе литовских пограничных городков, захваченных Великим княжеством Московским. Новгородцы, стремясь контролировать свои торговые пути, были недовольны наличием неподконтрольного им городка, и во второй половине XIV века осуществили несколько нападений на город, в результате которого он был полностью разрушен. По легенде, из жителей Кличена в живых остался только один рыбак Осташко (Евстафий), который поселился на месте современного Осташкова и в честь которого город и получил название.

Эту историю знают все местные жители, но как-то события давно минувших лет, положившие начало нашему городу, отражены в современности? Нет. Даже информационного стенда или таблички маленькой, которая проинформировала бы туристов об этом, на острове нет. А ведь эта по-литературному красивая история с драматическим сюжетом о единственном выжившем рыбаке — основателе города могла бы стать поводом для рождения какого-нибудь этнографического фестиваля, с игровыми, батальными и фольклорными интеграциями.

В зимний период это может быть фестиваль со штурмом и обороной снежной крепости на острове Кличен. Надеюсь, что лепить из снега и играть в снежки на ООПТ не запрещено? Пить чай и петь песни, наверное, тоже. По поводу наполнения фестиваля можно подумать и много чего еще накрутить. И это будет наше! Напрямую связанное с историей.

Почему может не получиться?

Этот вопрос себе надо задавать всегда. Искать на него ответы, взвешивать риски, но продолжать двигаться к цели. Главные опасения в части запуска любых новых сценариев в зимний период могут быть связаны с отсутствием интереса со стороны бизнеса. И речь не столько даже о финансовой поддержке.

Администрация, наверняка, поддержит любую инициативу, за которую выступят жители округа. Поможет с организацией, положениями и согласованиями, подтянет культуру. Дальше в любой сценарий должны включиться предприниматели, обеспечив определенного уровня сервис. Питание, продажу инвентаря, сувениров и прочих дополнительных услуг, на которых они же должны уметь заработать. Идеальный расклад так и вовсе должен выглядеть так, что главным оператором любого нового фестиваля выступает не администрация, а какое-то заинтересованное, в том числе коммерчески, сообщество.

Новое событие, в какой бы сезон оно не создавалось, должно быть, во-первых — интересным для участников, во-вторых — работать на имидж территории, в-третьих — коммерчески выгодным, хотя бы в перспективе, для вовлеченных на старте и вложивших свои силы и время предпринимателей. Иными словами, если событие не будет обрастать сервисами, коммерцией, не сумеет привлечь известных гостей или хотя бы участников из других регионов, оставаясь абсолютно местечковым и никому неинтересным, то, простите, нафиг оно надо.

Заинтересованность в предпринимателях должна быть, ведь от того, сколько туристов к нам приезжает, сколько людей остаются жить в Осташкове зависит прибыль не только отельеров и рестораторов, но и владельцев магазинов. Если в событийном календаре вместо интересного наполнения будет фигурировать лишь фестиваль унылых лиц и желтого снега, то зима так и останется “мертвым” сезоном для Осташкова и его жителей, негодующих, глядя на шорт-листы с упоминанием Селигера, отражающие наполняемость далёких от нас турбаз.

Лев ГАНИН

Добавить комментарий