Академик Д.С. Лихачев писал, что «культуру России последней трети XVIII и первой половины XIX века можно назвать усадебной. Это значит, что усадьба определяла в ней всё основное и новое, весь культурный и духовный характер русской жизни».

Как известно, Россия — страна с непредсказуемой историей. Еще ладно было бы, что, открывая в прошлом что-то новое, мы не перечеркивали примет более новых эпох! С наступления предыдущего исторического – советского – периода прошло всего 103 года, а более ранние страницы оказались так основательно вымараны, что теперь, кажется, и не восстановить. Да и надо ли?! Ведь то, что надо, мы погрузили на «пароход современности»: первый уездный театр, публичная библиотека, пожарная команда, «образец городского устройства»… А помещики-капиталисты, эксплуататоры – ну их!

Не призываю любить, восстанавливать усадьбы, усыпальницы, ставить памятники (хотя скромной мемориальной доски удостоились бы многие). Но знать хотя бы основы о тех, кто жил на селигерской земле, что оставили они после себя, будет нелишним.

Оговорюсь сразу: эта работа не претендует на историческое или краеведческое исследование: материал о дворянах, об усадьбах в Осташковском уезде очень скупой и разрозненный, в свободном доступе его крайне мало. Надеюсь, что земляки, более основательно занимающиеся историей края, дополнят и поправят. Благодарю за содействие заведующую Осташковским краеведческим музеем Наталью Михайловну Бодрову и научного сотрудника Татьяну Александровну Миронову.

Усадьбы русской век недолог…

На самом деле – только 76! Неужели? Великолепные усадебные комплексы в Московской, Тверской, Новгородской губерниях гениального Николая Львова (один Знаменское-Раёк чего стоит!), Степаново-Волосово, наши Новые Ельцы… Да абсолютное большинство того, чем можно восхищаться или сожалеть по руинам былого. Были, конечно, ансамбли, построенные ранее и принадлежавшие старой аристократии (Кусково Шереметевых, например, или Стрешнево), были построенные позже – но они редко выделялись основательностью и архитектурными изысками. Период расцвета русской дворянской усадьбы почти точно укладывается в отрезок с 1785 года по 1861-й.

Усадьба Знаменское-Раёк (Торжокский район)

Первая дата – дарование Екатериной Второй ряда привилегий дворянству, в том числе, наследуемая земля и крепостные крестьяне. Вторая, более известная, — отмена крепостного права; после этого сословие стало мельчать, вырождаться. Уже в конце XIX века застучали лопахинские топоры по вишневым садам в поместьях. А дальше был год 1917 и последующие…

Сегодня в нашем районе (возьмем не весь уезд, а только территорию современного Осташковского городского округа) осталось крайне мало даже следов дворянских усадеб: Новые Ельцы Толстых, Покровское Казиных, Бухвостово тверских Толстых, кто-то еще припомнит Ивановское Вараксиных. А между тем, в 1879 году, согласно статистическим исследованиям земского статистика В.И. Покровского, в Осташковском уезде находилось 288 частных усадеб – больше в Тверской губернии было только в Вышневолоцком уезде (ровно 300). В 1900 году в уезде числилось потомственных дворян 379, из них 150 в городе, на селе – 229 человек. Попробуем отыскать их следы.

Усадьба Степановское-Волосово (Зубцовский район)

Причинами довольно большого числа поместий были как природные условия (усадьбы, если посмотреть на карту, расположены в живописных местах, по берегам озер), так и относительная транспортная доступность: через Осташковский уезд проходили Старорусский, Вышневолоцкий, Новоторжский, Валдайский, Холмский, Торопецкий и Бельский тракты. Земли издавна принадлежали старым боярским родам (Апраксины, Лыковы, Толстые, Борецкие, Ланские), впоследствии некоторые даровали значительные уделы монастырям или перепроданы новому дворянству, либо пришло к владению новое поколение. С тех пор началось обустройство земель на новый лад. Яркий пример – Усадьба Толстых в Новых Ельцах.

Усадьба Толстых в Новых Ельцах

Усадьба помещиков Толстых, приходившихся графу Льву Николаевичу весьма дальними родственниками, была построена в конце XVIII- начале XIX века у села Новые Ельцы. Предки осташковских помещиков в XVII веке служили ржевскими стольниками. Тогда они и получили земли на западном и восточном берегах Селигера. Род осташковских Толстых оставался малоизвестным. Некоторые из них имели генеральские чины, были уездными предводителями дворянства, но в основном вся их деятельность состояла в устройстве родовых вотчин.

В Ельцах в 1791 году родился поэт Яков Николаевич Толстой, бывший одно время близким другом Пушкина, участником кружка «Зеленая лампа». Не участвовал в декабрьском восстании, так как в это время лечился за границей. Из-за опаски быть арестованным и сосланным, в Россию вернулся только в 1837 году, служил по ведомству народного просвещения; умер в Париже в 1867 году.

Его отец, Николай Яковлевич, был одно время уездным предводителем дворянства, при нем в Новых Ельцах строились большой усадебный дом и полотняная фабрика, разбит парк с террасами, был устроен один из первых в губернии крепостных театров. В селе проводились ярмарки, имевшие губернское значение. Большая кирпичная церковь Воскресения Христова, которая, по-видимому, была усыпальницей Толстых, была разрушена в 1930-е годы.

Не без влияния крепостного театра Толстых появился в 1805 году и первый любительский театр в Осташкове. Всё началось с того, что двое осташковских подростков Демидов и Трубицын зимой 1804 года побывали в Новых Ельцах и так пленились необыкновенным зрелищем, что весной следующего года устроили в пустом сарае спектакль для детей. Их затея была подхвачена школьным учителем М. Савичем, который в своей школе устроил детский театр. В том же году возник и Осташковский общественный театр, один из провинциальных театров, вклад которых в отечественную культуру исключительно велик.
Этой усадьбе из всех селигерских повезло значительно больше: в 20-е годы минувшего столетия здесь жили студенты Коммунистического университета национальных меньшинств Запада, с 1946 года в восстановленной усадьбе была устроена турбаза «Селигер» (теперь — престижный отель-палас).

Непростая судьба у другой усадьбы, также принадлежавшей когда-то Толстым.

Бухвостово. Другие Толстые

Наряду с видными государственными, военными деятелями, род Толстых дал нашей истории ярких исследователей искусства и культуры, среди которых, в частности, Владимир Павлович (1923-2016 гг, советский и российский художник, искусствовед, основоположник российской Академии искусствознания, академик РАХ, заслуженный деятель искусств РСФСР) и его сын, Андрей Владимировичем Толстые (1956-2016 гг; искусствовед и педагог, директор НИИ теории и истории изобразительных искусств). Эта семья Толстых связана с тверской/осташковской землёй, где находилось их родовое гнездо – усадьба Бухвостово, руины которой стоят на берегу озера Селигер, напротив другой толстовской усадьбы Новые Ельцы. В августе 2018 года на Селигере проходила Всероссийская научная ассамблея «V тверские искусствоведческие чтения», посвященная династии искусствоведов из рода тверских дворян Толстых, на которой присутствовали и потомки рода, оставили прекрасно изданный альбом.

Прямо от воды, где по набережной проходил Валдайский тракт, начинался парк, в котором до сих пор уцелели несколько высоких серебристых тополей, привезенных сюда владельцами усадьбы. Господский дом, построенный, по-видимому, в начале XIXвека, в дальнейшем сильно переделали: изменены фасады и достроены новые комнаты. Сейчас дом частично разрушен. С 1943 по 1984 год здесь располагался Осташковский детский дом на 100 детей, чьи родители погибли в войну; а также подсобное хозяйство учреждения. После выезда детского дома бывшая усадьба пришла в запустение, дом полуразрушен. Однако владельцы базы отдыха «Княжий остров» (Княжое) проявляют вполне предметный интерес к восстановлению усадьбы и даже заинтересовались историей рода «бухвостовских» Толстых. Дай Бог!

Княжое. Те самые Савины?

Само Княжое располагается в полутора километрах от Бухвостова. Ранее называлось Коптево и принадлежало помещикам Коптевым. В пореформенное время было перепродано Савиным. Доподлинно известно, что в 1901 году Княжое принадлежало потомственному дворянину К.С. Савину. Относился ли он к осташковским фабрикантам-кожевникам Савиным? Из статьи Людмилы Коншиной «Усадебные архивы» узнаем, что «…из имения<Савиных> Княжое Олисов (будущий глава Губархбюро. – Н.Н.) вывез в Осташков 6 картин художника Колокольникова с сюжетами, изображающими моменты пребывания императора Александра I в Осташкове в 1820 г.».

Вряд ли столь ценные картины могли оказаться в руках посторонних династии Савиных людей.

Как выглядело Коптево-Княжое до революции и сразу после нее, сказать трудно. В 1919 году здесь был открыт первый в уезде оздоровительный лагерь; в 1935-39 гг. в бывшем имении жили около ста испанских детей. Во время войны усадебный дом был разрушен (фашисты сюда не дошли, но…). Сейчас среди деревьев старого парка еще можно найти останки фундамента.

Ивановское. Апраксины — Вараксины

Усадьба Ивановское, где сейчас расположена база отдыха «Стерж», по счастью, хорошо сохранилась. В начале XVIII века эта местность была вотчиной именитого рода Апраксиных. Затем усадьбой Ивановское владели Вараксины (по фамилии тетки помещика, подарившей ему эти земли). Последний владелец, Алексей Николаевич Вараксин был земским начальником и председателем комитета по постройке каменной церкви на погосте в Ширково. В имении находилась прекрасная библиотека, где была собрана русская и зарубежная классика, церковная литература, труды по изобразительному искусству.

Неподалеку было сельцо, где проводились ярмарки, народные гуляния.
Известно, что с 1945 года здесь была неполная средняя школа, при ней — прекрасный музей. Сейчас здесь база отдыха «Стерж» одного из подмосковных заводов. Сохранились двухэтажный усадебный дом (вторая половина XIX века); двухэтажный дом-флигерь для прислуги, поодаль – большой деревянный дом, в котором размещалась единственная на всю округу ветлечебница. Сохранились также ледник и сарай, фрагменты парка.

Покровское-Казино

Казины приобрели у Толстых имение не позднее начала XIX в. и вскоре приступили к строительству усадебного комплекса;самые старые постройки Покровского датируются 1855 г. Несомненно, что основным создателем усадьбы, в следствии своего положения и доходов, был действительный тайный советник Дмитрий Нилович Казин, проживавший с семьей до выхода в отставку по месту службы в Петергофе.Он был директором Императорской Петергофской гранильной фабрики. Его жена, Мария Федоровна, происходила из графского рода Голенищевых – Кутузовых.

В Осташковском уезде Казины владели: в Ботовской волости — Дубы (Старое), Весцо (Максимовское); в Березугской волости — Голенково Верхнее, Крапивня; в Осташковской волости — Покровское-Казино. Семейное кладбище Казиных находилось в Осташковском Житенном монастыре. Александра Валериановна Казина, закончив Коломенскую женскую гимназию и Петербургские педагогические курсы, много лет преподавала географию, естествоведение, французский язык и танцы в Осташковской 4-классной женской прогимназии. Штабс-капитан гвардии в отставке Дмитрий Алексеевич Казин, последний законный владелец усадьбы Покровское, в начале ХХ века был почетным мировым судьей по Осташковскому уезду, участвовал в уездном Комитете попечителей о народной трезвости, неоднократно избирался уездным предводителем дворянства и даже удостоился звания почетного попечителя Сорогожской сельской пожарной дружины Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.

В 1919 году документом обследования (вероятно, архивистом Олисовым) усадьбы Покровское-Казино констатировалось: «Каменный старинный дом, с домовой церковью и картинной галереей… Имущество в доме бывшего владельца имения Казина находилось в заброшенном виде, несмотря на то, что оно оценивалось в сотни тысяч. Всюду следы разгрома. Надлежащей описи на имущество в доме не оказалось, хотя, как говорят, она производилась не менее десяти раз… Кем-то делались взломы и расхищалось народное достояние…».

Благодаря усердию хранителя осташковского музея П. Всеволодова, удалось сохранить часть фамильных портретов семьи Казиных, в том числе самого Дмитрия Ниловича, его жены и детей — сегодня они находятся в фондах музеев Осташкова и Твери.

В главном усадебном доме в разные годы в разных сочетаниях размещались: жилые помещения, клуб, детский сад, общежитие, магазин, промышленный склад. Сегодня особняк можно купить за 2 250 000 долларов США.

Окончание следует

Разворот подготовила Наталья Николаева

Добавить комментарий