Драматургия и красота, не лишённые смысла

Опубликовано 08 Ноя 2019. Автор:

Выставка «Контрасты» фотоклуба «Плёс» подкупает не только своей визуальной привлекательностью, хотя и по этой части она входит в число важнейших событий уходящего года. Главное же её достоинство – смысловая наполненность, которую можно обнаружить в большинстве работ наших фотографов. При этом секрет успеха довольно прост.

Прежде чем пуститься в объяснения, чем же так хороша новая фотовыставка, открывшаяся в Осташковской художественной галерее (ДК «Юбилейный»), остановимся на одном важном моменте. Мы живём в окружении действительно живописных пейзажей. Зачастую они соседствуют с нашей бытовой неустроенностью, которую следует назвать разрухой. Тянущиеся к гармонии художники и фотографы обычно погружаются в созерцание либо того, либо другого. И это нередко лишает художественное произведение одной весьма важной составляющей.


Речь, конечно, идёт о драматургии художественного произведения, которая ярче всего проявляется в противопоставлении наблюдаемых объектов, их конфликте, пусть даже чисто визуальном, а также сопоставлении вещей разнящихся. Безусловно, никак не ограничивающая наших фотографов тема выставки «Контрасты» стала благодатной почвой для демонстрации драматургии фотоснимка. Вместе с драматургией снимки обрели историю, которую было интересно считывать. Они обрели законченную идею.


Визуальные контрасты рождали самые разные смысловые конструкции. Вот, например, на снимке Анны Бернер запечатлена заснеженная приземистая избушка где-то в глуши среди непролазных сугробов, а на ней аж целых два красивых плаката, радостно возвещающих о том, что в марте 2018 года «Выбираем президента – выбираем будущее!» (верхнее фото). Чем не политическая сатира? Ошеломительный эффект производит «Обугленное детство» Виктора Куранова – в центре композиции молодой розовощекий юноша, а всё пространство вокруг него занимает ещё не остывшее пепелище выгоревших дотла домов. Архитектурные контрасты нашли отражение в снимках Марии Брацлавской «Московская реновация» и «Зона отчуждения КАЭС». На первом жилые дома советской поры сопоставляются с деловым комплексом Москва-Сити. На втором – маленький храм с громадиной атомной электростанции. Фотограф Александр Никитин уловил иронию в дорожном знаке со стрелкой «Парк-отель», установленном на перекрёстке пр. Гвардейский и ул. Константина Заслонова.


Композиция выстроена так, что стрелка указывает на захламлённый и заболоченный участок. Нельзя не упомянуть коллаж художницы и фотографа Оксаны Шалимовой. Как это бывало не раз и прежде, её работа безошибочно узнаётся среди прочих, представленных коллегами. Вновь в ней узнаётся прежде всего большая художница. В своём коллаже на синем фоне Оксана разместила чёрный и розовый квадраты, а поверх наложила рентгенографический снимок грудной клетки. Среди рёбер нарочито простенький, словно выведенный рукой ребёнка, символ любви – красное сердечко.


Наряду со смысловыми контрастами в рамках выставки встречаются и более традиционные, отражающие красоту и разнообразие природы: наложенные друг на друга кленовые листья – от самого маленького с ещё зелёной сердцевиной до тёмно-алого («Кленовые контрасты» Татьяны Глузман); чарующий осенний бульвар городского парка («Прогулка в осень» Елены Митиной); удивительно нежные, пробивающиеся сквозь талый снег, самые ранние цветы, а рядом другая работа – закатное солнце играет на ледяных сталактитах (диптих «Лёд и пламя» — фото внизу; и «Нежность побеждает зиму» Натальи Савельевой); сопоставимое с тем, что мы видим на иллюстрациях рождения вселенной, богатство оттенков можно увидеть в лужах на асфальте и играющей на закате волне (работы Ульяны Былевской и Натальи Цветковой).


Многие другие работы, заслуживающие внимания, остались за рамками этого обзора. В качестве резюме можно сказать одно, пропускать эту выставку нельзя. Её оценят как искатели смыслового содержания, так и просто ценители чувственной и понятной визуальной эстетики.


Андрей РЯБОЧКИН

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.