Туристический сезон, хотя официально и начался он с серьезным опозданием, все же порадовал числом отдыхающих. Интерес к отдыху на Селигере бил все рекорды, и по данным рейтинговых агентств превосходил южные направления.

Причины очевидны: зарубежные пляжные туры запустили только в августе, наши краснодарские и крымские курорты не вмещали всех желающих, да и опасение подхватить инфекцию вдалеке от дома настораживала отпускников. А Селигер – вот он; всего в нескольких часах от мегаполисов.

Конечно, спрос на услуги (размещение, питание, развлечения) и сезонные товары значительно вырос, даже относительно прошлых лет. Для населения Осташковского округа, которое живет за счет туризма, то есть предоставления этих товаров и услуг. Пора горячая и сулящая хороший доход. Ну а что в сухом остатке? До сих пор нет методики подсчета даже численности приезжающих на отдых в Селигерский край. При советской власти это приблизительно делали по объему производства и потребления хлебобулочной продукции. А теперь поди ее учти!

Посмотрим, какие услуги готовы предоставить отдыхающим наши организации, частные компании и обычные граждане. Сегодня разговор о сувенирной продукции.

От бересты до … пулемета

Рационален современный человек. В отличие от бабушек и прабабушек, он не старается оснастить свое гнездышко салфеточками-слониками-вазочками. Но! Отдых на выезде расслабляет, в часы праздного шатания носы постоянно утыкаются в ряды безделушек, и вдруг глаз натыкается на то, о чем, оказывается, давно мечтал! Ну как, в самом деле, не привезти из Костромы что-нибудь из льна, из Крыма – подставку из можжевельника, с Северного Кавказа – меховые тапочки или вязаные вещички!

Или вот, к примеру, до сих пор в нас коренящаяся привычка порадовать родных, привезти сувенир из заповедных мест, дескать, гляньте, где я был! (А это ничего, если у этого самого одариваемого уже в кладовке полки ломятся от своих и подаренных приветиков издалека?!). Гениальным был человек, придумавший магнитик на холодильник! Легко, дешево, сердито и место всегда найдется вакантное в любом доме! И вот в какой-то момент лицевая и даже боковые стороны всех холодильников страны приобрели вид географической карты под названием «Здесь был Вася, а также его теща, друзья Петя, Зина и пр.». И до сих пор, хотя пик увлечения гео-магнитиками прошел, этот товар на всех прилавках сувенирных лавок и развалов.

— Да, по-прежнему пользуется спросом эта продукция, — подтверждает продавец сувенирной лавки в туристском комплексе «Селигерский дворик» Галина. – Магниты выполнены в разной технике, из разного материала, разброс цен от 60 до 300 рублей.

— Как утверждают, вся сувенирка мира изготовлена в Китае, и только разрисована под символику и бренды территорий, — интересуюсь.

— Это немного не так. С Китаем сейчас работать проблематичнее, да и российские производители стали более разворотливы. Не стану утверждать, что все эксклюзив. Однако изучается спрос, специфика территорий, осваиваются новые материалы и технологии. Как правило, заказы делаются по каталогам.

— Это немного не так. С Китаем сейчас работать проблематичнее, да и российские производители стали более разворотливы. Не стану утверждать, что все эксклюзив. Однако изучается спрос, специфика территорий, осваиваются новые материалы и технологии. Как правило, заказы делаются по каталогам.

О художественных достоинствах можно спорить, но в разнообразии палитры производителям не откажешь. Задумываешься: с чего они там, в Китае (ну ладно, в Москве!) тиражируют пейзажи да интерьеры? Тырят, пардон! Не раз и не два бывало, когда фотографы – участники онлайн-конкурса, который ежегодно проводит сайт «Осташков.ру» обнаруживали свои работы, изо/безо-браженные на сувенирной продукции.

В сувенирной лавке «Дворика» — а это единственный специализированный магазин на нашей территории – есть на что положить глаз. По словам Галины, сувенирная продукция должна радовать и быть функциональной, при этом желательно быть изготовленной на территории. Хотя последнее необязательно. Ну право же, пулемет «максим» с логотипом Селигера – это было бы явным перебором. Да-да, а макет легендарного оружия, действительно, можно приобрести в лавке! Как и каменных привратных львов, которые могут украсить «хижину» состоятельных господ.

Удивило предложение к продаже печей-тандыров разных размеров (говорят, хорошая штука!) и абсолютно закономерным оказалось наличие на прилавке большого ассортимента колокольчиков – ведь рядом недавно открывшийся музей этих звоночков со всего мира.
Магазин имеет эстетичные, просторные витрины, в которых представлены изделия известных российских брендов, и коллекционеры Палеха, Гжели к своей радости обнаруживают что-то для себя новое и по приемлемой цене.

Изделий осташковских мастеров декоративно-прикладного искусства совсем немного. Это резьба по дереву Сергея Веселова: фигурки, подносы под рыбу. Сама Галина — рукодельница: ее картины на селигерскую тематику и украшения из натурального камня тоже вызывают интерес.

Прощаясь, наша собеседница делает акцент на неукоснительное соблюдение эпидемиологической безопасности: продавец отделен от покупателей довольно широким прилавком, несколько раз в день проводится влажная уборка.

Попробуй Селигер на вкус!

С одних подъездных ворот к Осташкову решили проехать к другим – на поворот на Пеновское шоссе, к пирамиде. Это тоже довольно бойкое место придорожной торговли. Конечно, и здесь есть прилавок с сувенирами: тарелки и посуда с селигерской символикой, магнитики, брелки… Удивило, что среди разнообразия футболок нашей тематики есть с изображением ржевского мемориала; по словам продавца Яны, их только привезли на продажу.

Но главная «фишка» здесь – торговля дарами селигерской природы: рыба, варенье, травы, ягоды. Может, голец, сом и чехонь и не водятся в местных водах, но зато вкусны, а уж терпуга мы давно усыновили и даже пытаемся его выдать за болотного (?) судака (?!). Хозяйка лавки предлагает притормозившим автотуристам попробовать варенье из шишек. Дегустируют, цокают языками, покупают, получив рекомендации о том, чтобы не есть с блинами, а использовать для профилактики и удовольствия. Приобщилась и я – вкусно, честное слово! Это мне еще не повезло – знаменитые «Пироги с Верой» на поворотке не застала.
Подъехала дама из леса, привезла только что набранную бруснику. А ценничек-то растёт – вот что значит бойкое место и спрос! Елена не скрывает удовлетворения от результатов сезона: «Давно такого не было! Особенно в июле, несмотря на ненастную погоду, постоянно поток машин шел.»

Нечеткий местный колорит


Посмотрим, что в городе. Разбиты палатки у речного вокзала, у остановки киоск – ассортимент стандартный. Недалеко в проулке не первый год выставляют работы на продажу осташковские мастера; на этот раз Александр Киров предлагал свои живописные работы местной тематики – селигерские пейзажи, лодочки-селигерки, также немного резных фигурок из дерева.

Это все нормально, так и везде в городах туристического притяжения. Только вот наряду с развалами и времянками хотелось бы видеть и салоны, специализированные магазины. Увы, по известным скандальным причинам закрылся художественный салон «Обретение», еще одно приличное место — салон «Воскресение» — не выдержало фискальной нагрузки. Есть еще точка реализации в ТЦ «Торг», отдельные магазины предлагают кое-что из сувенирки, например, изделия торжокских золотошвей.

Признак этого лета – непродолжительные ознакомительные наезды гостей из Тверской области. Приходилось давать консультации друзьям и друзьям друзей про «что посмотреть». Вопрос гостей из Конаково о том, где можно купить сувенирную продукцию старейшего кожевенного завода, поставил в тупик и заставил ностальгически вспомнить линейку продукции цеха ширпотреба – от простеньких ключниц и кошельков с символикой до роскошных кожаных папок. Грустно отшутилась: «В колбасе и косметике – это я про коллаген».

Мимо книжного магазина не пройти – это сам по себе бренд нашего города и место притяжения любителей эксклюзива. Предприятие испытывает кризис, но директор Ольга Гарюгина смотрит в будущее с оптимизмом. Прямо на входе витрина с подборкой путеводителей и буклетов на местную тематику. В глубине на полках представлена более серьезная литература, например, книги нашего земляка Владимира Косова о природной кладовой ценного сапропеля. Есть даже такой раритет, как изданный более 30 лет назад путеводитель по плесам Селигера нашего коллеги Владимира Озерянского. По словам Ольги Олеговны, в этом сезоне успехом пользуется книга Тамары Барсегян об Ольгинском монастыре. То есть и у серьезных изданий с немаленьким ценником есть свои поклонники.

А вот красивого, содержательного альбома о нашем крае нет. Хотя, кажется, все менее раскрученные в туристическом плане районы таким презентационным изданием обзавелись. Да, это требует объединенных усилий, средств… Но вопрос-то надо решать. Это будет престижно для осташей и хорошим подарком для наших гостей.

Наталья Николаева
Фото Ромила Федорова и автора

Добавить комментарий