Отдыхающие на Селигере ждут не только благотворного общения с природой, но и знакомства с историческими, архитектурными и культурными памятниками края, ищут впечатлений и хороших эмоций. А потому почти все туристические группы и многие самостоятельно путешествующие не минуют городских музеев.

— Работать с туристическими группами мы начали с начала июля, — говорит научный сотрудник Осташковского краеведческого музея Наталья Артюхова. – Сначала были довольно жесткие ограничения по числу находящихся в зале, масочный режим. Теперь требования смягчены, и мы работаем в обычном формате, но все равно строго выдерживаем все санитарные нормы: обязательны наличие дезинфицирующих средств, влажная уборка через два-три часа, проветривание. 

Конечно, карантинные меры нарушили наши планы; не удалось отметить солидной выставкой 75-летие Великой Победы. Но так как с июля люди стали стремительно прибывать, появился запрос на вернисаж, погружающий нас в недалекое прошлое. Так возникла выставка «Люди да посуда: чем их больше, тем лучше». Экспозиция вызывает интерес, и надеемся, что не только у прибывающих на Селигер на экскурсии и отдых. Любопытно, знакомство с выставочными образцами посуды вызывали у посетителей желание как-то по-новому организовать свой быт. Например, приобрести столовый сервиз и по воскресеньям устраивать семейный обед, подавая первое блюдо непременно в супнице. Планируем, что в ближайшие два месяца выставку посетят школьники и студенты, а также вернувшиеся с отдыха жители округа.   

Популярностью пользуется основная краеведческая экспозиция в бывшем Троицком соборе. По-новому «заиграли» экспонаты из музея природы, и вызывают большой интерес. Приходится слышать отзывы от местных жителей, что они впервые познакомились с природоведческим музейным наследием.   

В ближайших планах – возобновить работу с дошкольными группами. Так как ограничения для этого контингента будут сохранены до конца года, то работники музея с программами, адаптированными для детсадовцев, будут выходить в дошкольные учреждения. Хотя в работе «на дистанции» нет необходимости, тем не менее, виртуальный формат знакомства с достопримечательностями Селигерского края прочно освоен и сворачивать его мы не собираемся. Ежедневно на нашей страничке появляются интересные иллюстрированные тексты. Так что заходите!   

На последние месяцы года также планируем выставку, какую – пока секрет.   
В «Музей забытых вещей и не только…» (улица Володарского, 29) надо ходить регулярно и как можно чаще. Потому что число экспонатов этого роскошного частного собрания Игоря Афанасенко постоянно прирастает и вызывает неподдельный интерес у всех. Условно говоря, оно состоит из двух частей: работы мастера в стиле стимпанк и те самые забытые вещи – материальные свидетели ушедшей эпохи.   

В феврале-марте этого года арт-объекты стимпанка Игоря Афанасенко экспонировались в Детском музейном центре Тверского государственного объединенного музея и имели оглушительный успех. Только один штрих: в дирекцию Центра зашел человек из столицы, сказал, что он работает в стиле стимпанк и готов показать коллекцию. На что ему ответили: «Да, конечно! Это даже интересно будет сравнить стили мастеров; у нас как раз выставляет свои работы мастер из Осташкова». Человек пошел на выставку … и к администраторам больше не явился.   

Работы в этом стиле – на стыке искусства, технологии, фэнтези – встречают уже на входе и не отпускают. Не устаешь восхищаться и удивляться фантазии автора. Сейчас в коллекции около ста работ, их хочется рассматривать и угадывать, чем были детали каждой из них до того, как начать новую жизнь в искусстве. Хочется, но…   

Напомним, что музей Афанасенко располагается в здании бывшей детской поликлиники (а до этого веттехникума, до революции – банка); занимает часть первого этажа. Само-то строение сделано на совесть, да вот беда – протекает крыша. Из-за этого над самым большим и светлым залом музея нависла угроза обрушения перекрытия, и Игорь Александрович вынужден что-то спрятать, что-то рассовать по углам других залов, и без того насыщенных экспонатами. Обидно! Дело-то не слишком затратное – залатать крышу.   

Забытые вещи… Это то, что вызывает ностальгию у возрастного контингента и удивление («А что это? А это для чего?») — у молодежи. При мне в музей пришли две пары москвичей. У одной из дам был день рождения, и попадание в мир детства, вещи, которые окружали ее родителей, и даже песня Петра Лещенко с пластинки, которую любезно поставил хозяин музея, привел именинницу в восторг до слез. 

— А как реагируют на это иностранцы! – говорит Афанасенко. – Давайте, говорят, отвезем эту выставку во Францию.   

О финансовой успешности говорить не приходится: музей существует только на добровольные пожертвования, а за коммунальные услуги приходится платить, в отопительный сезон по 10 тысяч выходит. Так что результат можно оценивать только высотой стопки листов с благодарностями посетителей. Множество, множество восторженных отзывов.   

На самом деле, рассуждаем с Игорем Александровичем, из экспонатов, хранящихся в Музее забытых вещей, можно сформировать не один и не два, а примерно пять полноценных небольших музеев – таких, какими, например, славятся города Ярославской области (Мышкин, Углич, Переславль-Залесский). Туристов трудно удивить богатыми интерьерами, последним словом техники в музейной сфере, им подавай «специалитет» территории или оригинальный подход, фантазию творцов.  
Хочется надеяться, что на фоне возрождения города, за который не стыдно, дойдет очередь и до того, что в нем будет максимально интересно. И материально выгодно.   

Наталья Николаева 

Добавить комментарий