К 60-летию открытия в Осташкове музыкальной школы

В первых двух публикациях, посвященных юбилею школы искусств имени И.К. Архиповой, мы рассказали об истории становления, педагогическом коллективе. Но главная цель, конечно же, воспитание детей, привитие им чувства прекрасного, обучение азам исполнительского, художественного мастерства.

— Из выпускников нашей школы, которые выбрали для себя творческие профессии, можно создать полноценный музыкально-драматический театр – с актерами, солистами, оркестром, хором, балетом, режиссерами, костюмерами, художественно-постановочной частью, сильной административной группой, педагогов-наставников, — с гордостью говорит директор ДШИ Светлана Пестряева.

И правда: в подготовленной справке только за последние четверть века 34 человека по завершении обучения в Детской школе искусств и общеобразовательной школе продолжили обучения в училищах, университетах культуры и искусства, консерваториях. Иногда они «прилетают» уже в качестве солистов или участников известных коллективов, чтобы принять участие в «Музыкальных вечерах на Селигере». Так, например, осташковские меломаны рукоплескали Людмиле Воробьевой – солистке Центра оперного пения Галины Вишневской и театра «Русская опера»; Владимир Бараховский выступал на селигерской сцене в составе хорового ансамбля «Пересвет». В Михайловском театре Санкт-Петербурга служит Ульяна Шашулина. Алёна Соловьева, окончив Тверское музыкальное училище по классу домра, а затем Санкт-Петербургский институт культуры, гастролирует в составе русского народного оркестра «Перезвоны»; а еще она обу-
чилась гончарному мастерству, открыла авторскую мастерскую. Продолжая аналогию Светланы Борисовны с «театром выпускников», можно отметить, что у него есть своя малая сцена в зарубежье: Виктория Гусарова работает в Германии руководителем хоровых коллективов.

Посвятили себя служению искусству выпускники хореографического отделения, причем двое – Дмитрий Макаров и Юлия Смирнова – после получения профессионального образования вернулись в Осташков. А вот Максим Алифиренко покоряет сцены России и страны зарубежья, выступая в составе именитых хореографических коллективов.

Воспитанники Людмилы Ивановны Евсюковой (театральное отделение) смело преодолевали творческие конкурсы, и теперь кто-то еще только учится в институте культуры (Семён Карелин и Ольга Фомичёва), а другие — Юлия Васильева, Юлия Бубненкова и Сергей Павлов уверенно чувствуют себя в сфере культуры и искусства.

Из художественного класса также вышли профессионалы: так, Илья Иванкин, получив диплом архитектора, в должности заместителя главы администрации Осташковского округа, способствует преображению нашего города. Оксана Шалимова, помимо того, что преподает в ДШИ ЗАТО Солнечный, успешно выставляется как художник и фотограф. Самый разносторонний выпускник отделения – Илья Аносов; окончив Тверское художественное училище имени Венецианова, он пишет музыку, организовал группу «Корни», работает в разных жанрах искусства.

Приятно отметить, что из стен Детской школы искусств вышли и прекрасные педагоги музыкально-эстетического направления. По получении средне-специального и высшего образования, они служат воспитанию молодого поколения в разных городах нашей страны, имеют авторские наработки и методики.

Но, как было уже сказано, главная цель Детской школы искусств имени И.К. Архиповой – воспитание человека культурного, чуткого к красоте во всех ее проявлениях. К тому же получение дополнительного образования предполагает выработку у ребенка других полезных качеств: организации своего времени, целеустремленности, расширяет круг друзей, развивает интеллект.

Сделаю отступление и поделюсь личным – как мать выпускницы 1998 года сразу двух отделений Детской школы искусств. Дочь Елена поступила сначала на художественное, к Александру Александровичу Зазынову (он, правда, вскоре уехал учиться в Тверь, его заменила Галина Викторовна Смелко). А тут вдруг открылось театральное, и тут выяснилось, что это мечта всей жизни 11-летней девочки! «А художку что, бросишь? – Нет, не брошу! – Ну смотри!». Так и стали они со своей подругой Леной Веселовой посещать два класса.

Конечно, что-то должно было перетянуть. И театр стал доминировать. Особенно к концу обучения; тут и роли пошли во «взрослом» театре. Несмотря на уговоры и домашнее наущение, «хвосты» в художке оставались. И вот – премьера в театре «Магия» спектакля «Любовь дона Перлимплина» в постановке Евсюковой, обе Лены получили небольшие роли. А в фойе – вы не поверите! – выставка ученических работ этих двух «про-хвосток». И так мастерски оформленная, что зрители кивали головами и даже что-то хвалили. Педагогический ход Галины Викторовны Смелко был беспроигрышным: задолженности все были сданы, свидетельство получено.

Ну а театральная школа не то что пригодилась; она могла дать уверенный старт для обучения в вузе и далее в профессии (хотя напрямую не связанной с искусством; дочь — редактор издательства). Умение «держать спину», не теряться на публике, убеждать собеседника и выстраивать диалог – это бесценные уроки. Низкий вам поклон, Галина Викторовна и Людмила Ивановна!

Директор Детской школы искусств обращается как раз к взаимоотношениям «ребенок – педагог – родители»:

— Успех воспитанника можно смело делить на три составляющие; потому что влияние, помощь родителей и более старшего поколения очень значителен. Так что преподаватель всегда работает в контакте с семьей. Бывает, у ребенка пропадает интерес, что-то не получается – и тогда мягко, но настойчиво надо убедить, чтобы не бросал начатого, – говорит Светлана Пестряева. — В непростые недели удаленного обучения родители проявляли просто чудеса изобретательности и выдержки: снимали на видео самоподготовку, пытались как-то помочь и поддержать ребенка, чтобы не угасал интерес к занятиям. Большая благодарность им за это! А какое внимание проявляется к отчетным концертам! Приходят целыми семьями, поддерживают в поездках на выступления и конкурсы. Да и рутинная работа встречать и провожать, проверять готовность к занятиям дорогого стоит.

… В дальних классах звучит музыка. В школе тепло, уютно, интерьеры сразу настраивают на то, что ты находишься в здании, где живет искусство. Да и сам этот дом – украшение Осташкова, его исторического центра. Конечно, статус «объект культурного наследия» накладывает свои трудности на его содержание и эксплуатацию: протекает крыша, а само обследование очень затратно. Нуждается в ремонте пешеходная дорожка; там и здоровому немудрено пройти не спотыкаясь, какая уж тут «доступная среда». Не без трудностей! Но школьный корабль стартовал в свой юбилейный сезон. И пожелаем, чтобы ему ничто не помешало двигаться в фарватере успехов.

Наталья Николаева
На фото: Максим Алифиренко, Людмила Воробьёва, Илья Аносов

Добавить комментарий