В конце апреля на студии «57/33» в Осташкове был выпущен альбом Паши Яковлева. Название его вынесено в заголовок публикации. Попробуем рассказать об этом музыкальном эксперименте.

Павел Яковлев – частый гость Осташкова. Регулярно посещает наш город уже лет шесть и обычно выступает на площадках с группой «Будущие покойники». Паша — автор не лишенного иронии цикла песен про Осташков. Самая известная «Уеду в Осташков» прозвучала, кажется, во всех локальных группах в социальных сетях.

Паша — москвич с корнями из Смоленской области. По меркам провинции выглядит довольно эпатажно. Высокий, худощавого телосложения, с бородой и длинными волосами. Прибывая в своей характерной задумчивости, он словно бы не до конца здесь или, как может показаться, не вполне понимает, где это «здесь» вообще. Первое впечатление вызывает незамедлительную реакцию: «О, ну это старый хипарь!» И оно не совсем ошибочное.

Яковлев давно занимается музыкой. Знаком с московской тусовкой. При этом песни исполняет в подземных переходах для толп, возвращающихся с работы. Именно там в переходах проверены его песни. Ему подпевали и бомжи, и панки, и просто небогатые туристы… Выступал Яковлев и в небольших клубах.

— Мы с Пашей познакомились в клубе «Археология» на открытом микрофоне, — рассказывает издатель и идейный вдохновитель группы «Будущие покойники» Николай Филимонов. – Сами пришли туда также в поисках сцены. Паша нас заприметил, а мы его. Сразу подружились. Вскоре он приехал в Осташков. Город этот полюбил.

— В этом году, под самое Рождество, возникла у меня мысль объединить несколько Пашиных песен и сделать альбом, — продолжает Николай. — Человек он уже взрослый. Выступал со множеством музыкантов, включая «Купранов Овраг» и «Таможня Даёт Добро». Сам имеет кучу творческих имён, в частности «Лес дремучий» и «Earl Grey». А вот полноценного альбома так и не выпустил. И вот шальная мысль, cделать такой альбом и не в дворовой обработке, а пригласить музыкантов. В три часа ночи я набрал номер Паши, и мы уже обсуждали запись. Ему идея понравилась.

Песни, вошедшие в альбом, не совсем об Осташкове. Но писались они здесь — на студии «57/33». Сначала голос Паши писался под собственный гитарный аккомпанемент (так записали 23 песни), а затем гитару вычленили, оставив только голос.

Автор идеи Николай Филимонов разослал знакомым музыкантам приглашения к сотрудничеству. Даже всерьез задумался о симфоническом оркестре. Хотелось нового звучания. Первым отозвался приятель Николая Mr. Hlup (псевдоним Александра Ярчевского). Ему и отправили песни, которые хотелось видеть в альбоме.

— Сам Паша и его музыка из начала 70-х, — рассказывает о музыкальном наполнении альбома Филимонов. – Он вообще довольно подкован в музыке, хорошо ее знает и любит. Тоже можно сказать и о мистере Хлапе. Аранжировка к песням Яковлева создавалась на основе их собственных музыкальных предпочтений. Здесь есть немного от рока 70-х, панка и даже диско. Можно опознать, скажем, влияние «Depeche Mode» и группы «Кино». Получилась такая любопытная эклектика. Фантазия в чистом виде. Под эту музыку можно танцевать, ни о чём не задумываясь, а можно напротив – слушать молча, погрузившись в содержание текстов.

На запись альбома ушло три месяца. Задуманный накануне Рождества, к Пасхе он уже был закончен. Запись была передана в крупную дистрибьютерскую сеть. Сейчас альбом можно послушать на платформах «Яндекс.Музыка» и «Youtube». Оригинальную обложку сделал московский иллюстратор Дмитрий Мокшин. Вскоре может появиться лимитированный тираж на виниле.

Умышленно не будем ничего говорить про текстовое содержание песен. Вот Николай во время своего интервью по нашей просьбе построил довольно убедительную сюжетную линию, которую пропустил сквозь весь альбом. Согласуется ли она с тем, какой смысл вкладывал в свои тексты автор? Сказать трудно. Стоит прослушать альбом целиком и, наверняка, у вас родятся свои ассоциации и сюжеты. А вот про осмысление одного конкретного трека, давшего название всему альбому, мы все же расскажем.

— Название песни «Никогда не шути с кочегаром» мне показалось знаковым, — говорит Николай. — Я быстро для себя нарисовал следующую картину.

Начало 19 века. В мире происходят серьезные изменения. Парусные фрегаты идут на слом. Английское военное ведомство быстро от них избавляется, заменяя на пароходы. Помните, у Тернера есть такая картина «Последний рейс корабля «Отважный», на которой роскошное парусное судно тащит грязный, вонючий пароходик? Этакое прощание с эпохой.

Так вот, с палуб фрегатов команда, которая всегда свободно общалась с капитаном, работала на открытой ветрам палубе, и многие годы была с восхищением встречаема в портах красивыми девушками отправилась в машинное отделение. Морякам дали лопату и кучу угля, который они неустанно бросали в ненасытное хайло парохода. Сначала это было интересно, а потом… И вот этим чумазым кочегарам уже запрещают ходить на верхнюю палубу. Они уже не видели капитана в его красивой форме. Он стал неприятен. Им понадобились другие женщины. Другие песни. Хотелось выпить и забыть, что видели прежде.

За два-три десятилетия все военные суда были заменены на пароходы. Понятно, что классическая музыка обитателям угрюмым кочегарам чужда. Шутить с ними опасно. Вскоре “кочегарами” стало почти все население Земли. Это неплохие, сильные люди. Они могут сегодня быть в самых важных кабинетах, но это всё равно люди другой культуры, которым чужды ценности тех, кто с верхней палубы.

Записал Лев ГАНИН

Добавить комментарий