«Четверо в лодке, не считая богомолок, гребцов и глины»

Опубликовано 21 Ноя 2014. Автор:

Лекция Льва Рыбакова с презентацией картин и рисунков художников, совершивших путешествие по Селигерскому краю

Через литературно-искусствоведческое исследование путевых заметок Ильи Федоровича Тюменева, представленное в центральной библиотеке 14 ноября, состоялось знакомство гостей лекции с четырьмя знаменитыми русскими художниками. Их мастерски выполненные рисунки карандашом, в сочетании с мощной выразительной языковой силой самого автора очерков «В верховьях Волги», рождают живые образы нашего тихого озерного края времен конца XIX века.
Это путешествие по Селигеру и Осташкову к истокам Волги и Верхневолжским озерам состоялось в 1892 году. Художники, совершившие его, оставили нам богатое историческое наследие. Материалы были опубликованы в журнале «Исторический вестник» за 1894 год, но на протяжении следующих лет не было ни одного переиздания работ Тюменева.
Талантливый исследователь, Лев Рыбаков сумевший заметить ускользнувшие от иных глаз детали, установил авторство зарисовок в очерках «В верховьях Волги».
– Когда я получил этот текст (журналы с очерками прислали Рыбакову из Перми – прим. А.Р.), то обратил внимание на замечательные рисунки. Их авторство не было указано. Кроме экслибриса Тюменева на них были подписи сделанные не его рукой. Путем изучения под лупой удалось узнать первую фамилию – это Андрей Петрович Рябушкин. Для меня этот художник является великим, поскольку его произведения находятся в крупнейших музеях нашей страны. Так же постепенно удалось определить и двух других художников – Василия Павлова и Василия Беляева. И так, их было четверо.
Лев Рыбаков рассказал о некоторых аспектах жизни и творчества Андрея Рябушкина (ученик Василия Перова), привел воспоминания его современников, а затем остановился на том, какой вклад был привнесен им в походе. Рукой этого художника на нашей земле сделаны рисунки: «Слияние Волги с Селижаровкою», «Свято-Троицкий монастырь в Селижаровском посаде», «Нилова пустынь с юго-восточной стороны», «Часовня на истоке Волги», «Житенный монастырь» и др. В том же ключе краевед рассказал о двух других художниках, участвовавших в походе, и самом авторе очерков.
Сейчас Рыбаков занимается исследованием похода по Селигеру Шишкина, Вишнякова и еще одного неизвестного нам пока человек, состоявшийся за два года до Тюменевского. Познакомившись с результатами этих исследований, гости открыли для себя не мало любопытных моментов. На Ниловой пустыне Шишкиным было сделано несколько этюдов, которые, к сожалению, почти неизвестны искусствоведам. Огорчение у многих вызвало сообщение о картине «Утро в сосновом лесу».
По словам Льва Рыбакова, предположение, что знаменитая картина «Утро в сосновом лесу» написана на Городомле ошибочно. Она была написана и выставлялась в 1889 году, а путешествие Вишнякова и Шишкина состоялось в 1890 году. Эта новость вызвала бурную реакцию и возникла небольшая дискуссия, смысл который сводился к оценке значимости истины и важности сохранения красивой легенды.
Взамен разрушенного мифа Лев Рыбаков нашел реальное доказательство пребывания Шишкина на территории нашего района.
– Я связался с одним из самых известных искусствоведов Львом Анисовым. Он сообщил, что поискать некоторые малоизвестные работы Шишкина можно в Русском музее и в Петербургском фонде Академии художеств. Из Русского музея мне пришел замечательный ответ. Сенсация! Там был обнаружен рисунок Шишкина с надписью, сделанной его рукой «Ниловская пустынь». На ней была изображена роща. По существующим правила этот рисунок не выставляется на аукционе и является собственностью государства. Фонд может сделать только фотографическую копию этого рисунка. Стоит это 3.500 тысячи. Хочется обратиться к администрации с просьбой выкупить фотографическое изображение.
Рассказ краеведа и его огромная работа пробудили большой интерес к истории края. Уже на следующий день в сети Интернет осташи и гости нашего города обменивались ссылками на Историко-литературный журнал с очерками Тюменева.
Андрей РЯБОЧКИН
Фото автора

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.