И снова, уже второй год подряд, начать хочется с похвалы в адрес наших зрителей. Порадовала не только наполняемость зала – почти на всех спектаклях был аншлаг, но и возросший культурный уровень аудитории. Практически исчезли «норковые тётушки», сросшиеся с головными уборами и шубами, громкие разговоры, звонки мобильных телефонов во время спектаклей и прочие проявления дурного тона.
Пятничные спектакли «Принц и чудовище» народного театра «Магия» и «Приключения Незнайки и его друзей» нелидовского образцового театрального коллектива «Отражение» были ориентированы на детей и в полной мере оправдали их ожидания. На первом же спектакле стоит остановиться подробнее. Премьерный показ комедии для детей и взрослых театра «Магия» состоялся еще весной. После него режиссер Людмила Евсюкова взялась за работу над недочетами. По словам тех, кто мог сравнить премьерный показ и фестивальный, работа проделана большая. Постановка вышла на новый, довольно высокий уровень. Об этом можно судить хотя бы по тому, что целых два диплома за актерские работы отошли исполнительницам женских ролей в этой постановке: Вере Самуйловой за нянечку и Дарье Серковой за принцессу. Жюри отметило спектакль дипломом третьей степени.
В постановке повести о бессмертии В. Зуева «Мамочки» народного театра «Фрагмент» торжокского городского Дома культуры (режиссёр Анатолий Щербаков) был показан правильный, с точки зрения гуманиста, взгляд на войну. Зритель погрузился в переживания солдатских матерей, пытающихся отыскать тела погибших сыновей на чужой земле, где все еще продолжали греметь выстрелы.

Женщины пребывали в пограничном состоянии между жизнью и смертью. Каждый день они разгребали камни и копали землю, надеясь, что та возвратит им останки мальчишек. Перед зрителем также предстали души павших ребят. Они звали своих матерей, желают поскорее с ними воссоединиться. Несколько мамочек погибают на глазах зрителей.
Чувство покоя, надежда, смирение, установка на выход к свету для продолжения жизни – в спектакле не рождались ни на секунду. Надежда, которую мы видели в постановке, это ложная надежда, вытягивающая из матерей жилы и сводящая их в могилу. Даже при том, что нам показали что-то вроде загробного мира, где матери встречают своих сыновей, не было ощущения, что там есть Бог, и счастье еще возможно. На первый план вышла тема не отпускающих мертвецов, а единственный возможный выход для матерей, к которому привела постановка, — уйти вслед за сыновьями. Смотреть постановку было непросто. Однако, жюри отметило дипломом актерский ансамбль, а сам спектакль получил диплом третьей степени.
Далее предлагаю отойти от хронологической последовательности в перечислении спектаклей и обозначить тему, которая прослеживалась в ряде фестивальных работ, начиная с «Мамочек». Речь идет о войне и искалеченных ею судьбах. В драме «Соло для детского голоса» вышневолоцкой образцовой театральной студии «Колибри» гимназии №2 (режиссёр Наталья Тютяева) нам представили воспоминания о Великой Отечественной войне тех, кому в это время было 6 – 12 лет.

На сцене играли современные школьники. Постановка, основанная на художественно-документальных произведениях нобелевской лауреатки этого года Светланы Алексиевич, представляла собой скорее литературно-художественную композицию и не являлась спектаклем в привычном понимании. Материал был интересен, ребята старались читать с выражением. Это им удавалось, а вот детская непосредственность и индивидуальность ушли. Такое нередко случается, когда режиссер заставляет читать молодых актеров со своей голосовой подачи. Возможно, причина в этом. Постановка была награждена дипломом за раскрытие военно-патриотической темы.
Коллектив тверской образцовой театрально-эстрадной студии «Люди, куклы, маски» областного Дворца культуры «Пролетарка» (режиссер Иван Иванов) показал спектакль «А зори здесь тихие» по одноименной повести Б. Васильева. Отзывы, по большей части, положительные. При том, что сюжет преподнести сюрпризов не мог, потому как всем известен, наблюдать за действием было нескучно. Этого удалось достичь благодаря образному решению спектакля. Так, погибших девушек забирали молодые березки, ставшие полноценными участниками композиции спектакля. А вот характеры главных героинь получились несколько однообразными и плоскими. Все их переживания, мысли и чувства проговаривались, но не игрались на сцене. До войны у девушек были совершенно разные судьбы, но своего выражения в военное время это почему-то не нашло. Наиболее удачным воплощением образа, пожалуй, являлась роль Федота Васкова. Ее исполнил Александр Селюк. Спектакль получил диплом второй степени.
Завершает военную тему последний фестивальный спектакль «Ляльки» удомельского народного театра «Дебют» городского Центра досуга «Орфей» (режиссер Людмила Касякина). На мой, чисто зрительский взгляд, это была самая удачная за фестиваль постановка на военную тему.


Сюжет пьесы снова рассказывает нам о мамах. На этот раз это еще совсем молодые девушки с символичными именами Вера, Надежда и Любовь. На долю их выпадают нелегкие испытания: враг пришел в родную деревню, а мужья ушли на фронт, оставив жен с младенцами на руках. На своих хрупких плечах девушки несут невзгоды войны, стараясь сохранить себя и своих крох. Старается выжить в нелегкое время и полицай Мирон (немецкий холуй), но, в отличие от девушек, о своей душе он не печется. В нем нет веры, и единственный выход для себя он видит в служении врагу. После войны в судьбах героинь тоже не все гладко, но сакральные понятия: вера, надежда и любовь, запечатленные в их именах, дают силы.
Развязка приводит зрителей к ощущению гармонии и покоя. Девушки очень аккуратно отнеслись к своим ролям, играли тонко и профессионально. То же можно сказать и об энергичных парнях – исполнителях ролей Александра и Тимохи. Колоритным получился и немецкий офицер. При том, что вел он себя довольно спокойно, задушить его хотелось непременно.
Жюри сумело найти ряд серьезных недостатков и у этой постановки. Так, по их мнению, центральный элемент сценической композиции – образ Богородицы был обыгран недостаточно и своей функции символа, дающего силы и укрепляющего веру в трудные минуты, не выполнял. Непонятно, что хотел немец от девушки: сотворить насилие или же портрет ее писать? Были и другие недосказанности. За роль литовки Улы дипломом за лучшую женскую роль награждена Екатерина Самаркина. Спектакль же получил диплом третьей степени.
Перейдем к сильнейшим, по мнению жюри, работам. Детективная история «Второй выстрел» народного театра-студии «Премьер» (режиссёр Андрей Коряков, г.Тверь) немного разочаровала зрителей. И даже не потому, что спектакль был плохо сыгран, нет – сыгран он довольно ровно, а скорее по причине того, что от театра «Премьер» ожидали чего-то большего.


Наблюдать за происходящим на сцене было не очень интересно. Внимание быстро утомлялось, а характерный для жанра эффект, когда зритель меняет свое мнение и пытается разгадать интригу, возникал крайне редко. В этом спектакле за эпизодическую роль господина Эдуарде диплом получил Кирилл Чугунов, а сама постановка удостоилась диплома второй степени.
Помните, в афише мы писали, что отдохнуть после череды драматических коллизий и интриг зрителям позволит единственная в программе комедия «Кровать, леди и джентльмены» по пьесе Р. Куни и Дж. Чэпмена? Вот уж отдохнули, под рукой не хватало только пульта. В том, что касается воплощения своих ролей, коллектив конаковского народного театра «Авось-КА» городского Дворца культуры им. Воровского (режиссер Алена Колесникова) со своей задачей справился безупречно. Все они получились яркие, живые, с массой актерских находок, делающих каждую роль уникальной. Тут кроме как: «Молодцы, браво!» – сказать нечего. Проблема кроется в другом. Уже через десять минут сценического действия у меня возникло стойкое ощущение, что я вдруг включил телеканал «ТНТ» и наткнулся на очередной сериальный ситком (ситуационная комедия – прим. А.Р).

На это ощущение работали, в том числе, и необычайно яркие декорации – интерьер комнаты, в которой происходило все действие, был оформлен в стиле поп-арт. Именно этой постановке достался диплом за лучшую сценографию. Так вот, если эту постановку вместе с героями и декорациями перенести на экран, то сериал этот, вне всяких сомнений, пользовался бы огромной популярностью. Ситуаций с теми же героями пьесы можно придумать великое множество, а режиссеру хватит таланта сделать их уморительными. На театральной же сцене хотелось увидеть что-то другое. И все же, если оценивать именно работу режиссера и труппы, то можно сказать, что диплом первой степени постановка получила заслуженно.

Андрей РЯБОЧКИН

Вопросы после спектакля

Спектакль «Твоей моей рукой», показанный впервые в рамках очередного фестиваля любительских театров, привлек внимание публики и из местно-патриотических чувств, и тем, что на сей раз режиссер Сергей Тихонов обратился к современной российской драматургии. 

 

Легко понять, какими своими качествами пьеса привлекла постановщика и увлеченных его замыслом исполнителей. Сюжет строится вокруг психологического эксперимента, который некий молодой профессор проводит со своими студентами. Проводит, несмотря на запрет руководства института, в стенах которого происходит действие. Эксперимент (реально имевший место), довольно жесток. Неутешительны и обидны его результаты. Согласно им, большинство людей (две трети) склонны к подчинению, и в ходе выполнения заданий экспериментаторов способны на действия, опасные для здоровья и даже жизни других. Единственной их отговоркой служит: «Но я же выполнял приказ».
Актуально? Да, хотя научная ценность подобных опытов, честно говоря, сомнительна.
Да, хотя психологам давно известно, что дар строго логического мышления и способность противостоять гипнозу пропаганды, умение критически анализировать установки, исходящие от вышестоящих, и соотносить их с нормами морали являются уделом меньшинства.
При такой основе спектакля мы вправе были ожидать спектакль-диспут. Приглашение к соразмышлению над вопросами, которыми, к сожалению, задаются немногие. Эта задача требовала критического отношения к тексту, который не отличается высокими литературными достоинствами. Характеры персонажей, едва намеченные автором, страдают приблизительностью и драматургической вторичностью. Язык, которым они изъясняются, напоминает тексты научно-популярных статей. Не выражена драматургически связь представленного эксперимента с сегодняшними проблемами российского общества.
Можно отметить органичное существование на сцене исполнительниц женских ролей, выразительную сценографию. И вместе с этим – режиссерскую робость, отсутствие поиска чисто театральных средств, которые наполнили бы текст пьесы важными дополнительными смыслами.
Подобной скованности начисто лишена работа тверского народного театра из Дворца культуры «Пролетарка», которая и стала лауреатом смотра. «Бронька» поставлена по рассказу Людмилы Улицкой.


В тексте писательницы диалогов мало, поэтому почти постоянно в спектакле звучит авторский текст. Но это – не литературные чтения. Это настоящий театр, потому что постановщик спектакля (в этом качестве дебютировал заслуженный артист РФ Валентин Кулагин, известный ролями в спектаклях Тверского театра драмы) до предела насытил 45-минутное представление чисто театральными средствами. Танец, пантомима, движение, музыка, свет, постоянные смены ритма превратили незамысловатую историю в яркое зрелище. А главное – тонко и ненавязчиво задали зрителям жизненные вопросы, над которыми хочется думать и после того, как отгремели аплодисменты и закрылся занавес.
После спектакля «Твоей моей рукой» подобного «послевкусия» не возникает. Зрители выходят, узнав, что проводятся иногда весьма рискованные эксперименты, из которых можно сделать выводы, что люди, в сущности, не слишком хороши.
После «Броньки» те же зрители выходят, задаваясь вопросами: «А чем хороши люди? Почему любовь бывает очень странной? Какой мерой можно мерить счастье? И что такое удавшаяся жизнь?».
А для искушенных театралов неизбежны и другие вопросы: «Что такое удавшийся спектакль? Как он появляется на свет и почему надолго остается в памяти»?
Валерий Смирнов, член жюри

Добавить комментарий