Центральную часть экспозиции занимают пять широкоформатных полотен: «Портрет неизвестной» – женщина, укутанная в синюю чадру, держит в руках лирообразный инструмент; «Пятикнижие Моисея» – три мужчины склонились над религиозными писаниями, а мы смотрим на них как бы сверху (фигуры разместились на ковре, украшенном золотыми узорами); «Дельта Красной реки. Вьетнам» – фермеры в конических шляпах работают на рисовом поле; «Горшечник» – молодой индус, окруженный баночками с краской, расписывает горшки и кувшины и «Урожай перца. Индия» – 12 женщин собирают плоды жгучей пряности.
Эти и большинство других работ написаны маслом на холсте. Анна предпочитает темные тона, но ее картины не выглядят мрачными. Скорее, это добавляет им мистический оттенок. Люди в экзотических антуражах и одеждах кажутся героями восточных сказок и библейских преданий.

А вот немногочисленные работы, на которых запечатлен Осташков – сродни болезненному, отрезвляющему уколу. На них сказка заканчивается и проступает неприятная действительность, открывающая взору упадок нашего городка. На картине «Осташков…», кажется, не найти ни одной прямой линии. Это искривленное пространство с волнистым забором и тропинкой, стелящейся змеей между колдобин. За распахнутыми створками окна накренившегося дома видна только чернеющая пустота. Над всем этим возвышается собор с зелеными куполами, но даже он, почему-то, не кажется символом духовного здоровья и не оставляет надежды на возрождение. Словом, тяжелое впечатление оставляют работы, посвященные Осташкову.

Кругозор молодой художницы (Анне всего 28 лет) не ограничен пределами нашей страны. Она успела посмотреть мир и, вероятно, это в значительной степени повлияло на ее видение России. Изображая провинциальные пейзажи, Анна не стремится их приукрасить. В них нет наивного романтизма, светлой грусти и попыток запечатлеть особую притягательность глубинки. Просто потому, что притягательности этой становится все меньше, разруха становится все более явной. Эти сюжеты полны драматизма.
Сама Анна Размахнина еще в 2008 году в своем интервью Владимиру Логинову так выразила свою обеспокоенность судьбой Осташкова: «К большому сожалению, рушатся красивые здания, сгорают, их не восстанавливают… Быстро уходит первоначальная красота города, и это печально».

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий