Эмоции утихли. Занавес?

Опубликовано 14 Дек 2012. Автор:

После скандала, случившегося на втором показе спектакля «Пока она умирала» театра антрепризы Вячеслава Сикоры, на одном из осташковских интернет форумов развернулось бурное обсуждение. Вскоре к нему присоединился режиссер, постановщик и актер Могилевского театра драмы Владимир Петрович, открыто обвинивший Вячеслава в том, что тот украл его постановку. У Сикоры на этот счет свое мнение.Мы связались с Владимиром Петровичем (фамилия) и он дал интервью газете, где коротко изложил суть своих претензий.
— «Мужчина к празднику» (постановка по пьесе Н. Птушкиной «Пока она умирала» — А.Р) моя последняя – 13 по счету постановка. На данный момент у нас сыграно порядка 30 спектаклей по этой пьесе. Премьера была в феврале этого года.
— Все началось с того, что Сикора без моего ведома и ведома руководства уговорил актёров нашего Могилевского театра, занятых в постановке, в полном составе поехать в Осташков и сыграть там. Когда я об этом узнал, Вячеслав был вызван в кабинет к директору, где ему объяснили, что права на спектакль принадлежат театру и поездка в полном составе означает, что в Осташков едет Могилёвский театр и в афише должна значиться моя фамилия как режиссёра-постановщика. Он согласился. Как сказал Вячеслав, это все делалось дабы спасти положение: мол, там (в Осташкове) спектакль поставлен, ожидается приезд Птушкиной и будет большое начальство, но так разволновались, что у героини, игравшей Софью, отнялись ноги. Мы уже были готовы подписать контракт, но из личных соображений Сикора отказался ввести актрису, которая у нас играла Дину. После этого договор был расторгнут дирекцией театра. Все, что было дальше — самодеятельность Вячеслава. Добавлю, что два главных героя, игравших на осташковской сцене, были непосредственно задействованы в моем спектакле. Больше чем уверен, что был введен точный рисунок нашего спектакля. Как профессионалы, они пристроились к вашим декорациям и площадке, но играли мой спектакль. Когда будет видео, я это подтвержу. Добавлю, что сам он не поставил ни одного спектакля. То, что он сделал, называется не иначе как воровство. Этот вопрос я буду решать через министерство культуры.
Вячеслав Сикора также дал интервью, попытавшись опровергнуть обвинения Владимира Петровича и разобраться в претензиях, выдвинутых ему в прошлой статье.
— Неверно был воспринят текст афиш. Театр антрепризы называется осташковским, потому как зарегистрирован он в Осташкове и директором его является осташ. Исходя из этого, получается, что постановка нашего театра антрепризы – «первая профессиональная постановка за последние 60 лет» именно осташковского профессионального театра (ранее был только любительский). Такой смысл вкладывался в содержание афиши.
-Теперь, что касается четвертого декабря. Действительно, в этот день театр должен был показывать третий спектакль в Осташкове. Но из-за болезни одной из актрис все было отменено. В Торжке четвертого декабря театр не выступал, и не должен был.
— На обвинение Владимира Петровича в плагиате могу сказать следующее: спектакль «Пока она умирала» поставлен в Осташковском Доме культуры с разрешения автора пьесы Надежды Птушкиной. Она, к сожалению, сама не могла приехать из Москвы на премьеру второго декабря из-за погодных условий (вся трасса «стояла»). Этот спектакль ставят сотни театров по всему миру. Нет ничего удивительного, что какие-то сцены совпадают. Пьеса-то одна. Хотя музыка, свет, костюмы, декорации были другие. В спектакле действительно играли два актера из Могилевского драмтеатра, знавшие роли. Но они были приглашены в свой законный выходной. Это полное их право. Люди приехали заработать. Две другие актрисы, сыгравшие в этом спектакле, никогда не выступали в этих образах. Тогда возникает вопрос: кто же с ними репетировал и кто «сводил» этот спектакль? Я не вижу здесь никакого плагиата. Все обвинения в свой адрес считаю беспочвенными и строящимися лишь на амбициях. Я приехал в ваш город для того, чтобы созидать и поднимать культуру, но никак не разрушать. Буду рад вас видеть на своих театральных премьерах.
В заключение добавлю, что Вячеслав Сикора на днях встречался с Сергеем Тихоновым – режиссером Осташковского народного театра. Он попытался сгладить конфликт, отчасти признал за собой вину в сложившейся ситуации, сославшись на чрезмерную эмоциональность. Также он принес свои извинения директору районного Дома культуры Юлии Смирновой. Правда, добавил, что извиниться перед всем коллективом пока не готов. В свою очередь, директор осташковского театра антрепризы пообещал все деньги, вырученные от показа двух состоявшихся спектаклей, передать в детский дом на новогодние подарки.
По всему видно, что скандал и поднятый им резонанс неприятен всем сторонам. Что касается выдвинутых обвинений, то до официального оглашения результатов экспертизы (был плагиат или нет?) делать какие-либо выводы рано. Одно можно сказать наверняка, и это признал и сам Вячеслав: эмоции – плохой советчик и они могут навредить даже благим начинаниям. Добавлю лишь, что и обладатели чрезмерных амбиций рискуют стать их заложниками.
Андрей РЯБОЧКИН