Художник стихии водной

Опубликовано 23 Авг 2019. Автор:

В зале искусств центральной библиотеки состоялось открытие выставки «Мой берег» Геннадия Ореликова. Приуроченная к 80-летию художника экспозиция погружает зрителя в медитативное состояние. Рассматривая отдельные работы мастера, невольно задаешься вопросом: как, используя нейтральные, землистые и болотные тона, ему удается наполнить пейзажи такой выразительной, эмоциональной силой? Это сила глубинки, задумчивость природы русской земли.

Член Тверской организации Союза художников России Геннадий Ореликов родился на станции Волхово Чудского района Новгородской области. Учился на художественно-графическом факультете Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена (курс известного графика и теоретика Глеба Орловского). В 1965 году Геннадий Орёликов переехал в Калинин. Там работал художником-декоратором в художественно-рекламном комбинате, в Художественном фонде РСФСР. Оформил более 40 музейных экспозиций Калининского (Тверского) государственного объединенного музея.


Работал Геннадий Ореликов и над созданием экспозиции уникального Музея природы Селигерского края, который до недавнего времени существовал в Рогоже. Художник жил в этой деревеньке четыре года. Чтобы представить подводный мир Селигера во всей своей полноте, ему пришлось поймать каждую из обитающих в озере рыб. Их чучела и составили основу музейной экспозиции.
Геннадий Ореликов – художник, имеющий прочную связь с природой. В том числе и родовую. Отец его был егерем. Эта всепроникающая связь – первое, что кожей ощущаешь при первом знакомстве с содержанием выставки. Следом, почти сразу, понимаешь, что художник скорее всего принадлежит вполне определённой стихии. Водной стихии! И тут все мы понимаем, почему для нас жителей приозёрного края, чьи природные живописные ландшафты во многом сформированы озером Селигер, Геннадий Ореликов особенно близок. Мы люди двух великих озёр – Ильмень и Селигер, связанных, как известно, общей легендой.
Лучше всего принадлежность художника к водной стихии раскрывается в технике, которой он отдаёт предпочтение. Основное содержание юбилейной экспозиции составляют работы, выполненные в технике акватипия.


Женский лик на морозном окне, волк, листопад, портрет художника, зимняя улыбка, шторм на море – эти и многие другие сюжеты и цельные образы, кажется, созданы хаотичным наслоением брызг. Но это обманчивая легкость. Добиться такого поистине магического эффекта непросто. Всё просчитано: как сделать так, чтобы в итоге получился пейзаж или, к примеру, автопортрет.


Сам Геннадий Ореликов в одном из своих интервью газете «Тверская жизнь» рассказывает, как пришел к этой технике.
– Был такой период в моей жизни, когда акварель, как бы помягче сказать, мне надоела. Я устал от нее. Чувствовал, что нужно влезть во что-то фантазийное. И вспомнил об акватипии, которая существует со средних веков. Взялся за неё. Хотя было это довольно рискованно. Мой приятель, тоже художник, говорил мне, что акватипия – несерьезная декоративная техника, которая даже не значится официально в графике. Но оставить ее я уже не мог. В основном меня интересовали технические секреты: как добиться того или иного эффекта. На поверхность кладешь краску, разбавленную керосином, и она ведет себя совершенно непредсказуемо, потому что в процессе еще вода участвует. Оказалось, что этот процесс можно не только контролировать, но и управлять им: изменять цветовое пятно, например.


Помимо работ выполненных в технике акватипия на выставке «Мой берег» можно увидеть более традиционную акварель. Орёликов великолепный акварелист. Будь это хмурая весна в утопающей в хлябях глухой деревеньке, закатный розовый вечер в заболоченном лесу, северное озеро – неизменно точно передаёт художник настроение природы, преисполненной драматизмом или, напротив, вселенским покоем.


Несколько особняком стоят сильно отличающиеся по технике и жанру от всего вышеназванного работы Орёликова, расположенные в холле перед залом искусств. Здесь на более масштабных полотнах запечатлены возвращение воинов-победителей из Берлина, портреты родных и близких – это очень личное пространство.


Андрей РЯБОЧКИН

Фото Ромила Фёдорова

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.