Член Тверской организации Союза художников России Геннадий Ореликов родился на станции Волхово Чудского района Новгородской области. Учился на художественно-графическом факультете Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена (курс известного графика и теоретика Глеба Орловского). В 1965 году Геннадий Орёликов переехал в Калинин. Там работал художником-декоратором в художественно-рекламном комбинате, в Художественном фонде РСФСР. Оформил более 40 музейных экспозиций Калининского (Тверского) государственного объединенного музея.


Работал Геннадий Ореликов и над созданием экспозиции уникального Музея природы Селигерского края, который до недавнего времени существовал в Рогоже. Художник жил в этой деревеньке четыре года. Чтобы представить подводный мир Селигера во всей своей полноте, ему пришлось поймать каждую из обитающих в озере рыб. Их чучела и составили основу музейной экспозиции.
Геннадий Ореликов – художник, имеющий прочную связь с природой. В том числе и родовую. Отец его был егерем. Эта всепроникающая связь – первое, что кожей ощущаешь при первом знакомстве с содержанием выставки. Следом, почти сразу, понимаешь, что художник скорее всего принадлежит вполне определённой стихии. Водной стихии! И тут все мы понимаем, почему для нас жителей приозёрного края, чьи природные живописные ландшафты во многом сформированы озером Селигер, Геннадий Ореликов особенно близок. Мы люди двух великих озёр – Ильмень и Селигер, связанных, как известно, общей легендой.
Лучше всего принадлежность художника к водной стихии раскрывается в технике, которой он отдаёт предпочтение. Основное содержание юбилейной экспозиции составляют работы, выполненные в технике акватипия.


Женский лик на морозном окне, волк, листопад, портрет художника, зимняя улыбка, шторм на море – эти и многие другие сюжеты и цельные образы, кажется, созданы хаотичным наслоением брызг. Но это обманчивая легкость. Добиться такого поистине магического эффекта непросто. Всё просчитано: как сделать так, чтобы в итоге получился пейзаж или, к примеру, автопортрет.


Сам Геннадий Ореликов в одном из своих интервью газете «Тверская жизнь» рассказывает, как пришел к этой технике.
– Был такой период в моей жизни, когда акварель, как бы помягче сказать, мне надоела. Я устал от нее. Чувствовал, что нужно влезть во что-то фантазийное. И вспомнил об акватипии, которая существует со средних веков. Взялся за неё. Хотя было это довольно рискованно. Мой приятель, тоже художник, говорил мне, что акватипия – несерьезная декоративная техника, которая даже не значится официально в графике. Но оставить ее я уже не мог. В основном меня интересовали технические секреты: как добиться того или иного эффекта. На поверхность кладешь краску, разбавленную керосином, и она ведет себя совершенно непредсказуемо, потому что в процессе еще вода участвует. Оказалось, что этот процесс можно не только контролировать, но и управлять им: изменять цветовое пятно, например.


Помимо работ выполненных в технике акватипия на выставке «Мой берег» можно увидеть более традиционную акварель. Орёликов великолепный акварелист. Будь это хмурая весна в утопающей в хлябях глухой деревеньке, закатный розовый вечер в заболоченном лесу, северное озеро – неизменно точно передаёт художник настроение природы, преисполненной драматизмом или, напротив, вселенским покоем.


Несколько особняком стоят сильно отличающиеся по технике и жанру от всего вышеназванного работы Орёликова, расположенные в холле перед залом искусств. Здесь на более масштабных полотнах запечатлены возвращение воинов-победителей из Берлина, портреты родных и близких – это очень личное пространство.


Андрей РЯБОЧКИН

Фото Ромила Фёдорова

dofollow { display: none; } .xyz

Добавить комментарий