Можно предположить, что такой ажиотаж вокруг выступления трио инструменталистов – лауреатов международных конкурсов, обуславливался наличием фамилии Ксении Башмет на афишах. Даже среди тех, кто далек от классической музыки, сложно найти человека, незнакомого с творчеством отца Ксении – известнейшего в стране альтиста и дирижера Юрия Башмета.
Исходя из этого допущения, несложно предположить, какая большая ответственность ложилась на плечи пианистки. Ей предстояло доказать пока еще малознакомой (или вовсе незнакомой) с её творчеством публике, которая хоть и проживает в большинстве своем в провинции, но благодаря фестивалю обласкана вниманием известных музыкантов, что в высококонкурентную и сложную среду исполнителей классической музыки её привела не фамилия, а подлинный талант.

И едва эта хрупка девушка коснулась клавиш неизменного участника всех фестивалей с немецким именем August Förster, как надобность во всяких доказательствах отпала. Ксения Башмет открыла концерт сольным выступлением. Под её пальцами ожила полная сурового драматизма фортепианная рапсодия Иоганнеса Брамса op.79, №2, обладающая сонатной композицией и яркими контрастами.
Вслед за очаровательной Ксенией на сцену поднялись двое импозантных мужчин – гобоист Дмитрий Булгаков и виолончелист Георгий Юфа.
В программе концерта звучала музыка немецких и французских композиторов-романтиков. В первом блоке гости фестиваля услышали великолепное исполнение музыки немецких композиторов XIX века Иоганнеса Брамса и Карла Райнеке. Эти авторы принадлежали одному кругу, дружили и, как это часто бывает, воздействовали и взаимовлияли друг на друга. После рапсодии Брамса прозвучали Adagio и allegro Карла Райнеке из трио для гобоя, фортепиано и виолончели op. 188, а затем соната ми минор для виолончели и фортепиано снова Иоганнеса Брамса.
Во втором блоке прозвучали сочинения Камиля Сен-Санса и Франсиса Пуленка – композиторов XX века продолживших традиции романтизма и импрессионизма.
Между блоками не было антракта, но пока исполнители готовились к выступлению, а опытные слушатели еще витали в воплощенных на сцене мелодиях потрясающего трио, интересно было наблюдать за реакцией молодых гостей фестиваля, которые, возможно, впервые услышали классическую музыку вживую.
Смысловой и эмоциональный посыл сложных музыкальных композиций молодежь зачастую считывала по лицам исполнителей. Это порой рождало забавные комментарии, но из них следовало, что новому поколению посетителей фестиваля «Музыкальные вечера на Селигере» не чуждо высокое искусство. Напротив – оно вызывает интерес, рождает работу чувств и воспитывает восприятие прекрасного. В этой части следует сказать о том, что как и прежде формат фестиваля отлично реализует свою образовательную функцию.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий