Фотографы не были стеснены идейными рамками, но если обратить внимание на жанры, то выставка, ставшая первой отчетной для плёсовцев, состоит в основном из пейзажей. При всей строгости, с которой принято подходить к оценке итоговых выставок, приятно отметить, что у каждого её участника можно найти хотя бы одну действительно удачную работу. Вторым, и вероятно самым приятным открытием, стал очевидный рост новичков и хороший уровень фотолюбителей, с которыми мы познакомились впервые.
В рамках небольшой заметки сложно рассказать о лучших работах, когда их так много. На одном из снимков Ширкова погоста, запечатленного Максимом Андрющенко, мы видим деревянную и кирпичную церкви через озеро, покрытое нежно-розовыми цветами, а на другом – их же ранним утром сквозь тянущуюся вдоль воды линию тумана. Ирина Болотина показала летний «Исток Волги» – с буйством трав, паломниками и залитыми солнцем холмами. Юрий Васильев представил «Зимний исток». Схожие сюжеты дарят совершенно контрастное ощущение. У Васильева мы видим непролазные снега и ощущаем величественное молчание и покой природы, окружающей никогда не дремлющую реку.
На снимке без названия Юрия Крылова запечатлен рыбак. Он сидит на полупрозрачной толще льда, словно на воде, и к нему тянется тонкой рваной линией снежная тропа. Продолжает главную промысловую тему Селигера снимок Александра Никитина «На рассвете» – силуэты двух рыбаков в маленькой лодке поглощает живописный рассветный пейзаж.
Работы «Селигерский закат» Елены Митиной, «Сумерки» Натальи Цветковой и «Утро» Ульяны Былевской иллюстрируют все богатство красок и оттенков, рождаемых солнечным циклом.
В жанре макросъемки была представлена работа Галины Алексеевой «Ligio (с латинского Фарфор)» – нежные лепестки цветов словно созданы из тончайших керамических пластин.
В числе лучших новичков хочется отметить Анну Бернар и Оксану Шалимову. Последнюю, впрочем, едва ли можно называть новичком. Опытная художница, чьи работы хорошо известны любителям изобразительного искусства, хотя бы раз посещавшим осташковскую Художественную галерею, просто расширяет свой инструментарий. На новом поприще она делает заметные успехи. Ее снимки «И жизнь продолжается» и «В октябре» многими посетителями были названы в числе лучших.


На первом (черно-белом) мы видим старинный полуразвалившийся дом, в котором, кажется, не отыскать ни одной прямой линии. Весь антураж внутреннего дворика кричит об упадке, но на бельевой веревке, с одной стороны прикрепленной к клонящейся к земле балке, висят несколько белоснежных подштанников. Второй снимок поражает своей бесхитростностью. Из левой части кадра в правую направляется дворняга: прямой линией хвост, грустная морда опущена к земле, лапы в движении. Позади собаки низина, плавно переходящая в перелесок, а тот, в свою очередь, перетекает в туман, в котором угадываются домики и еще несколько планов. Снимок, при всей кажущейся простоте, производит сильное впечатление. Есть в нем что-то, отзывающееся неутолимой тоской в русской душе.
Из многочисленных работ Анны следует отметить снимок «Белая птица – зима». Он черно-белый и предельно минималистичный. Образовавшаяся от таяния водяная кашица вырисовывает на покрытом снегом Селигере силуэт белой птицы. Кадр по диагонали пересекает изогнутая линия человеческих следов – на черном фоне остаются белые ямочки, а на белом черные.
В выставке также приняли участие Татьяна Глузман, Виктор Куранов, Богуслав Вилкончинскас, Иванова Ольга и Ромил Фёдоров. Каждый сумел показать что-то действительно интересное и оригинальное.
Не уходя глубоко в рассуждения о перспективе, построении кадра и прочих технических деталях, хочется сказать, что это очень удачная выставка. Удачна прежде всего потому, что глядя на снимки, невольно испытываешь белую зависть, если таковая есть, к тем, кто становился свидетелем всей этой красоты, и кому она раскрылась во всем своем великолепии.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий