Театр грянул — в зале был аншлаг!

Опубликовано 25 Ноя 2011. Автор:

Такого ажиотажа вокруг фестиваля «Театральная осень в Осташкове» не было давно. На всех спектаклях царил аншлаг. Зрительный зал набит до отказа. Нередко случалось так, что билеты были проданы задолго до начала действия.Театральное искусство в Осташкове переживает очередной подъем и особенно приятно, что оно привлекает к себе много молодежи.
НЕБЫВАЛЫМ БЫЛ наплыв юных зрителей уже на первом спектакле этого сказочного фестиваля. В Дом культуры бурными и чрезвычайно эмоциональными потоками стекались школьники в сопровождении своих наставников и дети с родителями. Служащие театра выбивались из сил, пытаясь совладать с этой стихией и хоть как-то распределить ее по залу. Наконец, занавес раскрыл свои бархатные объятья и увлек малышей в волшебный мир, созданный Тверским музыкальным театром «Амадей» по сказке «Василиса прекрасная». В таком вот режиме, при полном зале, прошла вся программа «Театральной осени в Осташкове».
НА БАЗЕ ГИМНАЗИИ №2 Детская театральная студия «Спутник» под руководством режиссера Марии Тихомировой показала сентиментальную историю «Мальчик на крыше». В спектакле всего два героя: смышленый мальчик, уже осознавший, что взросление по большей части надуманный процесс, в исполнении Кости Слепокурова и семнадцатилетняя девочка Галка – Вера Малахова. Галка посмеивается над выходками неведомо как оказавшегося на ее крыше сорванца и считает себя взрослой. Позже герои спектакля рассуждают о том, что взрослые напускают на себя серьеза и поэтому не могут взглянуть на мир иначе. Они уже не находят смысла в том, чтобы, сидя на крыше, глядеть на небо сквозь дырявый зонтик. А некоторые всерьез опасаются, что люди узнают их секрет. Узнают, что они все те же дети, и лишь прикидываются взрослыми. Этот трогательный спектакль затронул светлые и немного печальные стороны жизни, а также важную, щемящую сердце тему уходящего детства. Ребята сыграли очень хорошо. Им удалось погрузить зрителей в немного наивную, но очень теплую и приятную атмосферу. По итогам фестиваля коллектив получил диплом третьей степени.
При таком же полном зале прошли сказки: «Гуси-лебеди» Удомельского образцового театра кукол русской сказки «Жили-были», «Приключение Буратино» и «Сказка о попе и работнике его Балде» Вышневолоцкой образцовой театральной студии «Колибри». По радостным, светящимся счастьем лицам малышей и их первым крикам “Браво”, становилось понятно, что от постановок они в восторге и чудо для них произошло. Детские спектакли по сказкам прошли с большим успехом, а оценка маленьких зрителей, является, может и не самой объективной, но уж точно самой значимой.
ДОВОЛЬНО СТРАННЫЙ спектакль был показан во второй день фестиваля театральным образцовым коллективом «Эдельвейс» и студией «Вдохновение» из поселка Фирово. Комедия «Женский улей» пыталась донести до зрителя историю мужчины, попавшего в силу несчастного случая (покусали пчелы) в женскую палату больницы. В выражениях женщины себя не стесняли, также, собственно, в поведении и жестах. “Дамы” выпивали, откровенно пошло шутили и домогались, а иначе тут и не скажешь, Мамкина. Сцены с женщинами, роящимися вокруг Мамкина и превращавшими его существование в ад, были разбавлены мистическими явлениями павшего все от тех же пчел коня. После просмотра, помимо довольно неприятного, далеко не медового послевкусия, остался еще один вопрос: зачем эта бытовая, засаленная и малоприятная тема облачена в такую престранную, граничащую с бредом (возможно, того самого коня) форму?
В КОМЕДИИ «Женский вопрос» народного театра «Дежа-вю» ЗАТО «Озерный» по воле некой загадочной силы мужчины и женщины поменялись местами. Дамы стали занимать высокие посты, зарабатывать деньги, вести непристойные беседы и нагло приставать к противоположному полу, а господа все как-то больше по хозяйству. На самом деле выглядело все это довольно забавно. Чего только стоят сцены, в которых возмужавшие женщины пытаются соблазнить служанку Степана, а тот в свою очередь выдает со слезами на глазах следующее: “Не верю я вам… Все вы так, а потом бросите с ребенком… Надругаетесь над красотой моей непорочной” — зал “лег”. Похоже, что всякого рода обмен телами и связанные с этим курьезы сейчас в тренде не только в кино, и зрителями воспринимаются на ура.
Уже почти профессиональным коллективом народного театра «Эксперимент» Тверского училища культуры была показана добрая лирическая сказка «По зеленым холмам океана». Спектакль получился ярким, довольно динамичным, с хорошо поставленными вокальными и танцевальными номерами. С этой постановкой в Тверь уехал диплом лауреатов.
Очень высокие отзывы зрителей получила «Поллианна» театра-студии «Отражение» из Нелидова. В основе сценария лежит рассказ выдающейся американской писательницы Элинор Портер. Но не только сама история девочки, умевшей видеть во всем лучшую сторону и перевернувшей жизнь всего городка, заслужила внимания. Актриса Татьяна Смирнова, сыгравшая Поллианну, получила высокую оценку жюри и совершенно справедливо была отмечена дипломом за лучшую женскую роль. Сам же спектакль получил диплом второй степени.
ДРАМА «Пречистая Каменка не продается» Осташковского театра «Магия» районного Дома культуры, поставленная Людмилой Евсюковой по пьесе председателя жюри – заслуженного деятеля искусств Виктора Синицына, заострила внимание на силе, самобытности и своеобразии русского характера. Американка с беременной дочкой вынуждены остановиться в глухой деревеньке, — с этого начинается спектакль. А дальше на фоне всей убогости и нищеты русской провинции перед нами начинают раскрываться удивительные характеры немногих ее обитателей. На всем протяжении спектакля возникают довольно смешанные чувства. С одной стороны, берет гордость за те ценности, которые присущи жителям Пречистой Каменки, за глубину их души, невероятной силы патриотизм и любовь к малой родине, а с другой — не покидает щемящая сердце боль разочарования за то положение, в котором находится русская деревня, увы, отживающая свой век. Актеры хорошо справились со своей задачей и донесли частичку любви к русскому человеку. Особенно убедительно и сильно вышли деревенские сцены; второе действие было явно сырым. В совершенно новом для себя образе американки выступила уже давно играющая на нашей сцене Галина Максимова. Также можно отметить актерские работы Людмилы Новиковой, Анастасии Китаниной, Ирины Валдай. Работа театра «Магия» была по достоинству оценена дипломом первой степени.
Дипломом первой степени был отмечен и спектакль «Очень приятно» коллектива Осташковского народного театра под руководством Сергея Тихонова.
НА ПОСТАНОВКЕ Осташковского народного театра (который, как мы помним, отмечает 50-летие своего статуса) хочется рассказать чуть подробнее. Это «большой» спектакль – как по числу занятых в нем актеров, так и по продолжительности (он идет около трех часов, что скорее недостаток, чем достоинство. Учитывая глухое осеннее время, духоту в зале и то, что само действо началось после получасового открытия фестиваля, часть зрителей покинуло театр в антракте).
Михаил Зощенко, послепобедное время, комедия положений. . По авторитетному мнению председателя жюри Виктора Синицына, такие пьесы были очень распространены. Вряд ли они могут претендовать на особую художественность и большую смысловую нагрузку. Хотелось простых, радостных вещей, в чем-то наивных, но обязательно с жизнеутверждающим финалом. Сегодня они вызывают ностальгические чувства «то, что было не со мной, помню»: это юность наших мам, бабушек, дедушек. Нет конфликта, нет злых, даже сколько-нибудь неприятных персонажей. Так, слегка перепутали людей, написали фальшивые письма – опять таки из лучших побуждений, чтобы поддержать надломленного войной товарища. Постановка наполнена шутками, веселыми репризами (Зощенко все-таки!), поэтому зал то и дело взрывался хохотом.
Не один режиссер, наверное, позавидовал нашему Сергею Евгеньевичу, увидев такое число занятых в спектакле (13 человек, шестеро из которых дебютанты). Причем большая часть – молодые люди, а один, Сергей Смирнов, и вовсе профессиональный актер, прекрасно держащий характерное амплуа. Жюри при обсуждении выделило работу Натальи Ковалевой в роли старшей медсестры Марьи Марковны (мы догадываемся, с кого был списан образ этой грымзы!). В этой постановке дипломами был отмечен целый ряд актерских работ: за лучшую мужскую роль – Антон Крылов, за эпизодическую роль – Владимир Брондин и за актерский дебют был награжден Василий Кудрявцев. Жюри высоко оценило и слаженность работы актерского ансамбля. Конечно, хорош был Смирнов в образе дворника Кузьмича, вот только сам мог бы додуматься, чтобы внешний облик на протяжении действа не был столь статичен – хоть бы фартук «набекрень» сделал!
Впрочем, к работе над костюмами как важной составной части сценического образа можно было бы подойти с большим тщанием: санитарке Поле в первом действии надо быть клушкой в зачуханном халате и платке, и лишь потом явиться с прической и в очаровательном платье, то же преображение должно произойти и с Марьей Марковной, и с псевдосерцеедом капитаном Дуловым (Павел Страхов). Разочаровала концовка с явлением Лизы: девушка хорошенькая, но не веришь в то, что она прошла военное лихолетье в ожидании пропавшего без вести мужа.
Спектаклю не хватает динамики. И в первой, и в особенности во второй части. Коллектив молодой, активный, часть его со сценическим опытом, энергетика должна так и брызгать. То есть труппе, а главное, ее режиссеру есть над чем поработать.
НЕЛЬЗЯ НЕ ОТМЕТИТЬ одно престранное обстоятельство. Иногородние коллективы награждались торжественно на сцене, а дипломы осташам вручались без объявления, где-то в кулуарах театра. Видимо, за всем протоколизмом, связанным с приездом высоких гостей, приличия отошли на второй план.
Заключительным аккордом фестиваля стала драма «Касатка» Государственного Вышневолоцкого театра. Эта пронизанная духом романтики с нотками декадентства комедия, поставленная по ранней пьесе Алексея Толстого, прекрасно иллюстрирует, как любовь способна изменить людей и сделать их по-настоящему счастливыми. На сцене работали профессионалы и выступили они великолепно. Зритель остался доволен, — как финальным спектаклем, так и фестивалем в целом.
И В КАЧЕСТВЕ ПОСЛЕСЛОВИЯ к фестивалю хочется повторить то, о чем уже приходилось выступать и со страниц газеты, и в кулуарах. «Театр уж полон…», а спектакли мы видим лишь по большим праздникам. То есть на фестивале и еще может пару раз повторят. Товарищи организаторы культурного пространства, надо соответствовать ожиданиям публики! Да, кстати, и потребностям самих замечательных творческих коллективов, коих у нас: народный театр, театральный коллектив «Магия», детский театр-студия при гимназии, плюс «Чумаки». Театр есть! По крайней мере, раз в месяц можно и нужно что-то являть зрителю. Актеры хотят и могут играть, проявляя себя в разных образах. Фестиваль – это хорошо, но театр не только и не столько смотр искусства Мельпомены; это непрерывный творческий процесс, в котором не может быть унылых простоев.

Андрей РЯБОЧКИН
Наталья НИКОЛАЕВА
Фото А. Рябочкина

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.