В позапрошлом номере газеты мы дали анонс, в котором написали, что имя этой художницы пока неизвестно осташковскому зрителю. На самом деле, это не совсем так. Те, кто регулярно посещает Художественную галерею во Дворце культуры «Юбилейный», непременно видели скульптуры из шамотной глины Федотовой. Забыть их точно нельзя. А вот биографию самой Коры напомнить будет нелишним.
Кора Федотова имеет высшее педагогическое образование, кроме того, окончила курс «Основы керамики» в образцовом центре «Народные ремесла» Москвы. Десять лет вела кружок керамики в развивающем центре «Наш дом» столицы. Четыре года преподавала основы керамики в воскресной школе села Усово Московской области. Работы её воспитанников не раз отмечались дипломами и призами различных творческих конкурсов. В течение пяти лет Кора работала в творческой мастерской Владимира Федотова скульптором-реставратором. В настоящее время совместно с Владимиром Федотовым работает над реставрацией лепнины и росписей Крестовоздвиженской церкви монастыря Нило-Столобенская пустынь.
В ноябре, как сообщают работники музея, Кора Федотова обязательно встретится с посетителями выставки, а значит, у нас появится возможность пообщаться с ней лично. Точную дату и время обязательно сообщим. Пока же коротко расскажем о содержании экспозиции.

Начать, конечно, хочется со скульптуры, потому как, согласитесь, подобной формой изобразительного искусства нас радуют нечасто. Вдвойне приятно, что говорить приходится о предметах, выполненных искусным мастером, умеющим теплотою нежных женских рук и набором нехитрых инструментов вдохнуть жизнь в холодную глиняную массу.
На выставке представлено около двух десятков скульптур средней величины (до полуметра) и примерно столько же миниатюрных фигурок. Общая тематика прослеживается явно, но двумя словами ей трудно дать исчерпывающее определение. В скульптурных композициях сквозит тема глубоких духовных переживаний, отсылающих нас к православным канонам и древней Руси: покорность воле Божьей, священный союз мужчины и женщины, забота о детях, жизнь и смерть, добродетельность служителей культа и образы православных святых. Вы без труда почувствуете это, просто услышав названия работ: «Ева», «Господи, сохрани детей моих», «Чистый четверг», «И будет плоть едина», «Сохрани, Господи, мир в семье нашей», «Петр и Февронья», «Господи, услыши молитвы мои», «На все воля божия», «Останови вражду» и «Вечность. Жизнь и Смерть».
Есть несколько произведений, выбивающихся из общего ряда, но и они принадлежат миру духа. Так, на барельефе «Музыкальные вечера на Селигере» – увлеченные актом творения артисты, существующие, кажется, вне рамок какой бы то ни было эпохи, но запечатленные на фоне улочек Осташкова. Неподалеку от них расположились еще две скульптуры музыкантов — аккордеонистки и виолончелистки – также абсолютно неземных созданий.
Конечно, скульптуры из шамотной глины не имеют богатой палитры и по цвету своему однородны, но это лишь подчеркивает умение их автора создавать фактуру: волнистые кудри Евы, морщинистые руки старухи, костистый клюв ворона, налитые силой мышцы коня, кружевные узоры на одеждах любящей пары – все это Кора Федотова сумела передать великолепно. Что же касается цвета, то его в изобилии можно найти здесь же, обратившись к картинам, выполненным акварелью.

Акварель Федотовой способна удивить даже искушенных осташей. Манера автора сильно отличается от той, что мы привыкли видеть в рамках выставочного пространства города. Наличие точно выверенных деталей, выведенных тонкой кистью, у Коры Федотовой сочетается с виртуозным умением работать со светом. В качестве примера возьмем три работы, выполненные в 2016 году, – «На озере Белое», «Поле» и «Зима. Солнечная долина». На них запечатлены зимние пейзажи. Довольно похожие. Мы видим, как закатное солнце пронизывает ветви елей и заливает снежные холмы, наполняя каждый элемент композиции множеством сложных оттенков. Всего на выставке представлено около двадцати акварельных пейзажей. Лесные тропы, берега и озера предстают перед нами во всем своем сезонном разнообразии. Неизменно в работах одно – яркая, насыщенная, чрезвычайно богатая палитра, буквально поющая о любви к жизни.
В эти непогожие осенние дни работы Коры Федотовой – лучший антидепрессант. Они не только настраивают на позитивный лад, но и позволяют взглянуть на мир немножко иначе, без мрачных полутонов, к которым мы так привыкли.
Ну, а если все перечисленное вам, вдруг, показалось недостаточным для того, чтобы прийти на выставку, то, возможно, вас привлекут ранние работы художницы, выполненные тушью. Да, на выставке представлена еще и графика. Она также выглядит впечатляюще. Подкупает экзотичностью сюжетов и проработанностью деталей.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий