Выставка графики из собрания Александра Зазынова



Персональный опыт, школа и, конечно, окружение – все это формирует настоящего художника. Становление – самый интересный процесс для изучения почитателями изобразительного искусства. В преддверии персональной юбилейной выставки Александр Зазынов открыл осташам свои тайники и позволил взглянуть на те самые механизмы, что послужили основой для динамики его творчества.

Все те, кто знаком с творчеством художника Зазынова лишь поверхностно, знают его как великолепного акварелиста. Выставка «Я и мои друзья!», представленная в центральной библиотеке, будет интересна таким людям вдвойне, потому как акварельных работ Александра здесь практически нет. Экспозиция эта является не только ключом к истокам творчества художника и слепком с его творческого окружения, но и напоминанием о многогранности автора. Напоминание это, между прочим, адресовано и самому себе.
– Выставку эту я готовил во многом для себя, – по секрету сообщил Александр Зазынов, – чтобы перед юбилеем вдохновиться и собраться с силами. Обычно мы показываем пейзажи и живопись, а тут представлена графика, относящиеся к ней акварель и пастель. Здесь вы увидите не только мои работы, отсылающие по большей части к периоду учебы в художественном училище им. Венецианова (это 1993-1997 годы — прим.ред.), но также и работы моих друзей, коллег и даже воспитанников – художников из Осташкова, Твери, Москвы, Санкт-Петербурга.
В холле библиотеки выставка встречает нас шрифтовым плакатом. Этот жанр в Осташкове, вероятно, представляется впервые. Между тем, это самостоятельное и крайне важное для оформителей направление. Авторские работы Зазынова в этом жанре так и просятся на обложки книг.
– У нас в училище были уроки дизайна и мы изучали шрифты, – поясняет автор. – Это очень кропотливый труд. На этих работах использован современный классический и старославянский шрифты. Тему и композицию оформления выбирал сам, отталкиваясь от текста.
Далее идут академические карандашные рисунки – в то время настоящая страсть художника. Гипсовые головы и портрет натурщицы относятся к старшим курсам училища.
Противоположная стена знакомит нас еще с одной оригинальной техникой, напоминающей гравюру, но с не вполне привычными контурами и силуэтами, кажущимися сперва очень условными. Это резерваж.
– Сначала я делал правильный, со светотенью, карандашный набросок с натуры, – рассказывает Александр Зазынов. – Затем использовал два материала – белую гуашь и черную тушь. На проработанном карандашом рисунке светлые места проходил белой гуашью, а когда она высыхала, лист полностью перекрывался черной тушью. Тушь высыхала, и я промывал лист под струей воды. Гуашь смывалась, а впитавшаяся тушь оставляла такие вот любопытные силуэты.

Проходим в главный зал и сразу попадаем в плотное окружение друзей художника Зазынова. Хорошо поддержала выставку Галина Смелко: сочинский берег моря, написанный акварелью, множество нежных цветов, выполненных пастелью – всё это навевает романтическое настроение. В технике темпера выполнена работа липецкого художника и друга Зазынова Дикарева. Рядом акварель учителя автора выставки Вячеслава Столярова. Чуть ниже представлена работа «Белая ночь в Осташкове» еще одного педагога – Пятышевой. Приковывает к себе внимание и картина Юрия Полякова «Истоки», написанная пастелью при помощи прямых лучей, стремящихся в центр композиции, в котором находится знаменитая часовенка. Создается впечатление, что она светится. В этом же блоке можно увидеть одну из сильнейших работ Сергея Поздеева «Без вести ушедшие».
Далее мы переходим к блоку, состоящему в основном из портретов. Здесь несколько работ в различных техниках талантливой ученицы Зазынова Оксаны Шалимовой, а также очень жанрово разноплановые наброски с натуры Александра Кирьянова. Под одной рамкой представлены зарисовки на тему Осташкова московской художницы Анны Размахниной. Также в экспозиции можно обнаружить работы Александра Котова, в том числе в жанре коллажа.
Завершают выставку этюды Натальи Зайчик, линогравюры Льва Бейлина и наброски самого Зазынова, разместившиеся на книжных стеллажах. Сам автор в главном зале большую часть пространства отвел под работы своих многочисленных друзей и коллег. Но и своим работам он все же нашел место. Они не теряются среди прочих и внимательному зрителю открывают историю становления художника. Вот, скажем, две ранних работы Александра – «Мой дворик» и «Старость», написанные черной акварелью аж в 1988 году. Некоторые сочли их необыкновенно трогательными и эмоционально насыщенными.
Так что, мы полностью соглашаемся с утверждением автора, что иногда полезно оглянуться назад и черпнуть чашу вдохновения из собственного же прошлого. С нетерпением ждем юбилейную выставку автора!

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий