«Сегодня я поверил в Бога…
Который вспомнил обо мне!
В любовь поверил, что однажды
Нашла на грешной нас земле!…»

Из стихотворения «Уходит из под ног земля…»
А. Каляева

Ровно год прошел с нашего знакомства с художницей из Мурманска. Тогда поводом для личной встречи стала вторая персональная выставка в художественной галерее Дворца культуры «Юбилейный». Она называлась «Осташков в каплях дождя» и представляла собой опыт осмысления исторического прошлого города через фантазии автора, основанные на фотоснимках. Еще раньше мы видели ее работы из серии «Кое-что из жизни домовых». И если вы посетили хотя бы одну из этих выставок, то наверняка помните Надежду Советникову и ее картины.

Прикосновение к ее творчеству расцветает самыми светлыми чувствами и воспоминаниями. Это возвращение в мир детства, где наивность и сентиментальность преобразовывают действительность, добавляя в нее иррациональные элементы. У большинства людей этот удивительный мир проиграл схватку с возрастным диктатом разума, но к Надежде, похоже, это не относится. В этом ее самобытность и притягательность для тех, кто мечтает хоть на миг вернуться туда, куда возврата нет.
В конце прошлой недели мы посетили уже третью персональную выставку Советниковой в нашей галерее. «Я и ты» – это сравнительно небольшая выставка. Всего около 20 работ. Все они выполнены в текущем году. Условно их можно разделить на два блока. Первый дал название экспозиции и, соответственно, на всех картинах изображены двое – он и она. Второй – портреты все тех же героев, а также их друзей и родственников. О нем мы много говорить не будем. Это небольшого формата портреты молодых людей, написанные пастелью с фотоснимков.
Подробнее остановимся на первом блоке. Значительная часть вошедших в него работ написана по стихам Александра Каляева. И так, на всех картинах изображены двое светловолосых детей – мальчик и девочка в возрастном периоде от 6 до 8 лет.
Нетрудно было догадаться, что мальчика зовут Саша, а девочку Надя. Изображенные на картинах эпизоды относятся к вполне конкретному жизненному периоду двух авторов. Ввиду того, что тема выставки довольно личная, художница отказалась давать какие-либо комментарии.
Но не только их сердцам близки эти картины и поэтические строки, не только у них они тревожат память. При всей кажущейся интимности и конкретности, это вполне универсальная тема. Ведь так ли важно для нас какая детская тайна связывает двух героев, какие обеты ими были даны и нарушены, как сложились их разделенные временем судьбы? Над этой загадкой хочется думать, но гораздо важнее, что все мы пережили нечто подобное. Это можно утверждать безапелляционно. И когда смотришь на этих где-то смущенных, иногда грустных и задумчивых, а в другое мгновение безгранично счастливых детей, невольно вспоминаешь свою первую влюбленность, когда душа пела как хрустальный бокал, отзываясь на каждое прикосновение. И нет и не может быть в ней ничего постыдного. Потому как она лишена всякой пошлости, лишена оценок опыта и холодной рассудительности, лишена всех тех тяжестей быта, что так осложняют жизнь зрелым людям – это квинтэссенция романтизма, чистоты и наивности. Множество поэтов, писателей и художников обращались к этой теме. Они питались эманацией первых и самых ярких переживаний, открывали в них источник вдохновения.

Стилистически эта выставка выполнена в привычной для Надежды манере. Реальные сюжеты и воспоминания сочетаются с фантастическим антуражем, раскрывающим внутреннее содержание эпизода. Вот на пороге мальчик и девочка держатся за руки. Потрескавшийся от времени старый дверной проем исписан детскими надписями и рисунками. На крыльце греется кот. В то же время, здесь можно заметить аиста, принесшего этих детей на свет и не пожелавшего их покинуть, птицу счастья, домового и «человечка, который живет на волшебной звезде», – так его называет автор. На одной из картин, где мальчик держит в руках цветы, а девочка смущенно склонила голову, рамка плавно переходит в ромашковое поле и становится частью композиции. Благодаря мастерски выполненным элементам декупажа этот переход почти незаметен.
Выставка Надежды Советниковой оставляет приятные впечатления и сама по себе дарит вдохновение. Ее работы интересно рассматривать. При этом непременно открываешь что-то новое. Здесь каждый уголок хранит какие-то секреты.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий