Почему не двумя годами раньше отмечалось это событие, ведь по традиции мы ведем отсчет Осташкову в качестве города с 1770 года? И та, и другая дата правильные: в 1770-м императрица Екатерина Вторая начертала на предложении новгородского губернатора Сиверса «Быть по сему», еще два года ушло на составление генерального плана города, выполненного И.Е. Старовым, на утверждения герба (автор М.М. Мещерский), другие необходимые формальности атрибутики и функционирования Осташкова в новом статусе. И действительно, в июле 1772 года губернатор Яков Сиверс вручил Высочайше утвержденный план, назначил городовую межу и кварталы.


В 1872 году 24 июля Осташков праздновал столетие с того дня, как он стал городом. Вот как описывает это событие Василий Покровский, родоначальник земской статистики:


«Накануне празднества, т. е. 23 июля, в четыре часа вечера, торжественно привезен был из Ниловой Пустыни в город древний образ преподобного Нила, и в соборном храме отправлено было всем городским духовенством всенощное бдение при пении пяти хоров певчих (в числе 150 человек). В самый день юбилея, после торжественного отправления литургии, все древние храмовые иконы городских церквей и монастырей с иконой преподобного Нила Столобенского вынесены были на главную торговую площадь города под устроенный усердием купца А. М. Мосягина павильон, убранный гирляндами цветов. Здесь совершены были водоосвящение и молебен с провозглашением многолетия Государю и всему царствующему дому и вечной памяти Екатерине Второй, виновнице открытия города. Все духовенство было в древних облачениях своих церквей.


За торжеством церковным последовало торжество гражданское. В зале Городской Думы подан был участвовавшим в празднестве завтрак, с провозглашением тоста за здравие Императора и за благоденствие и процветание города Осташкова. Тут же пропет был народный гимн и прочитано, приличное случаю стихотворение, написанное уроженцем Осташкова, кандидатом Петербургского Университета М. Н. Поповым. В этом стихотворении кратко очерчена история возникновения и развития Осташкова. Рассказав предание, как рыбак Евстафий поселился на безлюдном берегу озера Селигера и как здесь, с течением времени, «умножились пришлецы», автор к повествованию о дальнейшей судьбе селения, завершил свой рассказ так:


…Долго, долго б нам
не кончить
Когда б мы вздумали
все счесть,
Почтим Осташков
мы короче,
Воздав ему хвалу и честь,
Сказав: расти и развивайся.
Плоды науки усвояй.
И в силах крепи и мужайся,
И от других не отставай.


Вечером 24 июля было гулянье в иллюминированном городском набережном саду. При входе в сад над аркою рассвечен был вензель Императора, а под нею — изображенные цифрами годы: 1772-1872. По сторонам арки были транспаранты с надписями, объяснявшими время открытия различных учреждений города, как то: банка, библиотеки, богадельни и прочие, и фигуры, изображавшие существующие в Осташкове промыслы: кузнечный, сапожный, рыболовный и проч. У входа в сад, по обеим сторонам его, находились иллюминированные транспаранты с гербом города. Во время гулянья оркестром и соединенными хорами местных певчих, в числе 150 человек, исполнены были многие, приличные случаю пьесы.
Одна из этих пьес сочинена была местным смотрителем училищ П. Ф. и переложена на музыку местным дирижером оркестра, гражданином Елецким. В заключение торжества исполнен был гимн: «Боже, Царя храни», и публика восторженными криками «ура» огласила воздух на далекое пространство….» (В.И. Покровский. Историко-статистическое описание города Осташкова, 1880 год. Цитируется по переизданию 2013 года, подготовлено к печати Беловой И.В.).


Да, но где же описание обелиска, который был установлен в память об этом событии? И который запечатлен на многочисленных старинных открытках. Величественный монумент был выполнен из гранита; постамент из черного гранита со ступеньками, столбиками и цепями, сама стела — красного камня. Увы, ни у Покровского, ни у Токмакова, который уже в начале ХХ века обращался к описанию дореволюционного Осташкова, ни у Галашевича (1983 г.) мы не находим упоминания о сооружении и открытии, а впоследствии – демонтаже обелиска.


Обратимся к книге Бориса Карпова «Осташков – наш город, мой дом, суть моя».


«Мятеж 1918 года. Со здания Земской управы сняли памятную доску, посвященную приезду в город Осташков Великого князя Константина. Вторая памятная доска, посвященная приезду царя Александра Первого в 1820 году, была снята с портала Преображенской церкви. Жители города глубоко возмущались таким поступком властей и собрались в городском драмтеатре на собрание, куда были приглашены представители советской власти — председатель исполкома Шуров и руководитель ЧК Кратюк. На собрании была полемика. Договориться не сумели. Разошлись поздно вечером, угрожая друг другу. Ночью военные (правые эсеры), сплотив вокруг себя молодежь, отправились за город на железнодорожный узел, разгромили склады с продовольствием, убили военкома Орловского и его соратников… Сторонников (для продолжения мятежа. — Н.Н.) не нашли, поэтому примкнули к генералу Кутепову и уехали в Париж.
Этот путч много шума навел в Осташкове. Погибших бойцов всем городом хоронили под звуки оркестра на Житенном полуострове. Во время похорон появились тепло, жалость и сострадание. Осташи без сожаления отдали усопшим свой памятник 100-летия города, поставив его на Житенном полуострове на братской могиле».


Решили из одного памятника сделать два новых, пролетарских. Постамент со столбиками в 1919 году перенесли к городскому театру и на него водрузили бюст Карла Маркса. А стела так и стоит на небольшом братском захоронении борцов за дело революции. Теперь, с отнесением моста на Кличен западнее, — практически не посещаемого.


На этом печальные метаморфозы памятника «Столетие Осташкова» не закончились. Лет тридцать пять назад решили реконструировать площадь перед театром. Памятник Марксу отнесли в сторону, только теперь бюст установили на простой бетонный постамент. Куда делось гранитное основание со столбиками и цепями? Говорят, его видели на задворках коммунальных служб, а потом оно и вовсе исчезло. Не повезло и самому памятнику. В 1991 году «осташковского» Маркса постигла та же участь, что и «тверского» — он пострадал от рук вандалов. Но если последнего удалось восстановить, то в Осташкове бюст просто сняли, сгрузили возле музея (фактически на улицу) и потом нашли лишь осколки…


Несколько лет назад, говорят, один наш земляк задался целью возродить монумент «100-летие Осташкова» в прежнем виде, и даже нашел спонсоров, готовых профинансировать это начинание. Но временщикам во власти было не до этого, и идея затухла, не имея продолжения…


Наталья Николаева
Использованы фото
Г. Власова и пользователей сайта Осташков.ру

dofollow { display: none; } .xyz

Добавить комментарий