Впереди их ожидал насыщенный день, полный приятных, полезных для творческого роста встреч. Главным событием должно было стать торжественное открытие фестиваля.
В ходе встречи организаторов фестиваля с бардами-руководителями творческих площадок, прошедшей в первый вечер, было решено оставить семь мастерских, объединив некоторых кураторов. Так участникам стало проще сориентироваться, а мастерам удобнее работать. В результате у ребят появилась возможность более оперативно перемещаться между площадками и быстрее посетить их все. Схема эта работала не везде. Так, например, Юрий Лорес сразу предупреждал, что сегодня он будет работать лишь с теми, кто слушал его с начала. И в самом деле, для более эффективной работы лучше было не распыляться и сосредоточиться на чем-то одном, дослушав теоретическую часть до конца. Тем более, что время для посещения остальных мастерских еще есть.
Прослушивание конкурсантов проходило параллельно работе мастерских, что позволяло ребятам применить теоретическую часть здесь же, но уже на практике. Ну а мастера с интересом наблюдали, как был усвоен материал. За редким исключением названия площадок можно было считать чисто условными: мало кто из кураторов ограничивался в своих рекомендациях исключительно заданной тематикой. Охватывались самые различные аспекты исполнительского искусства.
Заглянув в шатер под номером один, мы попали в «Поэтическую» мастерскуюпредседателя жюри Юрия Лореса. За те несколько минут, что были проведены здесь, мы услышали профессиональные советы о том, как работать с окружающим и внутренним пространством (фантазией). И если первое необходимо для личного комфорта артиста и работы со слушателем, то от того, какие образы рождаются в его голове во время исполнения, зависит очень многое: голос, лицо, эмоции.
Далее мы попали на площадку «Авторская песня и исполнительское мастерство». Здесь трио молодых мастеров — Роман Ланкин, Григорий Данской и Ксения Полтева — не только давали рекомендации по вокалу и аккомпанементу, но и объясняли, что любые переходы в музыке, например, с одного гитарного боя на другой, должны быть обоснованны. Кроме того, мастера помогали профессионально сориентировать конкурсантов, озадаченных тем, как совмещать творчество с работой, в которой те хотят себя реализовать. Так в ходе доверительной беседы с бардамиребята узнали, что Роман Ланкин был адвокатом, а Григорию Данскому доводилось копать траншеи.
В павильоне «Режиссура песни. Поиск исполнительского решения» Эдуарда Гиршова происходило что-то невообразимое. За тот небольшой кусочек занятия, что нам удалось застать, мы успели посмотреть, как можно правильно выстроить свое выступление, задействовав не только артистизм, на раскрытие которого делался упор, но и различную, самую невероятную атрибутику. В ход шли даже резиновые игрушки-пищалки. Необычные, яркие и запоминающиеся номера рождались за минуты. Ребята быстро усваивали уроки мастера, поданные с присущим ему юмором.

В мастерской Сергея Ильина «Композиторская. Школа игры на гитаре», усевшись небольшим кружком, ребята разучивали различные гитарные бои и переборы, учились выстраивать из простых аккордов композиции. Поняв принцип их построения, молодежь даже попыталась исполнить несколько песен, аккорды к которым были подобраны под руководством куратора площадки.
Творческий дуэт Льва и Ксении Кузнецовых вел «Музыкально-техническую» площадку. Ксения давала советы, по технике пения, вокалу и артикуляции, а Лев больше внимания уделял аккомпанементу. Вместе они давали рекомендации, как можно выстроить динамику развития песни, усилить ее звучание. Предлагались различные упражнения.
В мастерской «Композиторская. Работа с детскими ансамблями» Виктор Попов и Любовь Быстрова также давали советы исходя из индивидуальных особенностей юных исполнителей. Можно было услышать самые различные рекомендации: от работы с голосом до правильного выбора струн.
Эффективность небольших, но точных замечаний можно было наблюдать и в мастерской «Авторская песня и поэзия» Александра Ефремова. Опытный наставник быстро находил свой подход к конкурсантам. Пробуждая еще не проснувшихся, он поднималритм и усиливал звучание там, где это было необходимо.
Во время прослушиваний обнаружился один любопытный, но вполне ожидаемый и приятный момент. Многие конкурсанты исполняли песни молодых мастеров, с которыми они познакомились на прошлом фестивале. Так сочинения Григория Данского, зацепившего ребят песней «Дед Мороз», вошли в излюбленный репертуар некоторых исполнителей и нередко звучали на прослушиваниях.
Приятным сюрпризом стала встреча с осташковским поэтом и руководителем народного театра Сергеем Тихоновым. Прочитав несколько стихотворений из сборника «Плетение венка», он ответил на ряд вопросов от самых молодых участников фестиваля. Рассказал, как происходит работа над стихотворением, как рождается произведение и влияет на него настроение. Стихи Сергея Тихонова в музыкальном оформлении звучат на каждом фестивале.
Главным событием дня стало торжественное открытие фестиваля, прошедшее на главной сцене под традиционными парусами «Распахнутых ветров». Первой прозвучала «Песня памяти Юрия Визбора» на стихи Сергея Тихонова в исполнении ансамбля «Радуга» (Осташков ДК «Юбилейный»). Вслед за этим минутой молчания почтили память Нины Визбор – ушедшей от нас в этом году доброй покровительницы, давшей стартфестивалю.
После того, как все делегации были представлены и приглашены на сцену, почетное правоподнять флаг фестиваля было дано лауреатам прошлого года -ансамблю «Зеленый остров» и Ирине Клейман. Прозвучал гимн фестиваля «Милая моя, солнышко лесное».

Концертная программа строилась в основном на хорошо известных песнях Юрия Визбора, являющихся своего рода визитной карточкой бардов этого фестиваля. Первым из мастеров на сцену был приглашен председатель жюри Юрий Лорес. Он поздравил гостей и участников с открытием песней «Енисей». Дуэт Эдуарда Гиршова и Марии Мельниковой выступил с «Ночной дорогой». Роман Ланкин предложил вместе со всеми спеть «Лыжи у печки стоят». Лев и Ксения Кузнецовы исполнили свою песню «Часики». Сергей Ильин выступил с песней на стихи Николая Гумилева «Он идет путем жемчужным». Григорий Данской исполнил несколько композиций: первую сольно, а вторую, шуточную «Сапог», посвященную отечественному автомобилю — вдуэте с Романом Ланкиным. Ксения Полтева под аккомпанемент Григория исполнила полюбившиеся всем песни «Падающему листу» и «На руках у брата».С песней Юрия Визбора «Ну что тебе сказать про Сахалин» выступил Александр Ефремов. Приятным сюрпризом от Александра, адресованным молодому поколению, приехавшему на фестиваль, стала песня о Селигере и «Распахнутых ветрах». Она была написана под впечатлением от прошлого фестиваля. Виктор Попов, также постоянный участник «Распахнутых ветров», исполнил две свои песни — «Мир смертельно устал» и «Хранитель мой». Финальным аккордом концерта стало выступление одной из самых молодых, но уже бывалой и хорошо зарекомендовавшей себяучастницы из ансамбля «Голоса друзей» Виктории Якуниной. Поддержать Викторию и исполнить вместе с ней песню Юрия Визбора «Многоголосье» поднялись и мастера, участвовавшие в концерте.
После концерта на малой сцене можно было посмотреть презентацию Ирины Алексеевой. Презентация «Завтрак с видом на Эльбрус» представляла собой отрывки из программы «Биография» и раскрывала личность Юрия Визбора – барда, художника, актера, журналиста, альпиниста и горнолыжника. За час с небольшим были преподнесены редкие сведения из биографии родителей знаменитого барда, освещены различные этапы его жизни и становления на творческий путь: детство, школьные и студенческие годы, съемки в кино и многое другое. Попутно Ирина Алексеевна разоблачила несколько устоявшихся мифов о Юрии Визборе.
Уже под самое завершение встречи Ирина Алексеева продемонстрировала кусочек дверного стекла. Множество таких осколков унесли поклонники Юрия Визбора из концертного зала, в котором было отменено его выступление. Такие частички памяти о нем, пусть и не материальные, увозит с «Распахнутыхветров» каждый участник фестиваля.
Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий