История, культура, духовность

Опубликовано 13 Июн 2017. Автор:

В Районном доме культуры в рамках культурно-просветительского форума, посвященного 350-летию обретения мощей Нила Столобенского, прошла научно-просветительская конференция «Селигерская земля в истории, культуре и духовности России».

Конференция с участием историков, искусствоведов и архитекторов Москвы, Санкт-Петербурга, Твери и Тверской области, а также других регионов России состоялась 7 июня и стала важной вехой в изучении духовного подвига преподобного Нила Столобенского. Она позволила многочисленным гостям больше узнать об истории, культуре, духовности Селигерской земли и её жемчужине – монастыре Нило–Столобенская пустынь.
Заместитель председателя комитета по делам культуры Тверской области Наталья Петухова поприветствовала участников конференции от имени правительства области и губернатора. Поздравила с началом обширной программы, посвященной 350-летию обретения мощей Нила Столобенского. С приветствием выступили заместитель главы администрации района Светлана Романова и генеральный директор Тверского государственного объединенного музея Татьяна Черных. Заместитель главы говорила о культурном и духовном процветании района, а директор музея пожелала, чтобы Осташков, расположению которого можно позавидовать, обрел наконец лицо и стал комфортным для местных жителей и притягательным для гостей.
Программа конференции включала в себя более 20 докладов. Тематическое разнообразие впечатляет: история святых мощей преподобного Нила Столобенского в советский период; практики русской православной культуры на примере образа преподобного Нила Столобенского; осташковское зодчество XVII века; раннесредневековые древности на озере Селигер; судьба монастыря в 1917-1919 годах; братия пустыни после закрытия монастыря; музей «Наследие преподобного Нила»; двухглавый орел герба Осташкова как символ общероссийского единства; Прасковья Ивановна Орлова–Савина: актриса, сестра милосердия, благотворительница; и др. В программу конференции вплетены не только вопросы, связанные с духовностью и православием, но и темы вполне светские, отсылающие к истории и архитектуре нашего города, а также его выдающимся персоналиям. Представленные на конференции сведения интересны не только людям глубоко верующим. Они имеют огромное значение для историков, краеведов, специалистов, изучающих культуру и искусство.
В рамках статьи невозможно объять все содержание конференции. Скажем лишь, что открывала её своим докладом, посвященным истории святых мощей преподобного Нила, доктор искусствоведения Тамара Барсегян. Она сама родом из Светлицы и внесла значимый вклад в изучение главной темы форума. Тамара Васильевна после своего выступления была отмечена медалью.
И все же, чтобы подчеркнуть международное значение конференции, мы остановимся на одном докладе, подготовленном доктором исторических наук, профессором Кентского государственного университета штата Огайо (США) Изольдой Тиред. Удивительным кажется уже то, что немка по происхождению, проживающая в Соединенных Штатах Америки, взялась за тему «Роль родственных связей в формировании культа преподобного Нила Столобенского».
Сама Тиред прилететь в Осташков не смогла, и её доклад озвучила главный библиотекарь отдела редких книг Научной библиотеки Тверского государственного университета Галина Гадалова.
– Прежде всего стоит вспомнить тех людей, благодаря которым Изольда имеет возможность писать свою работу. И, конечно, прежде всего стоит сказать о священнике Владимире Успенком. Его скрупулезные исследования и по сей день актуальны. Мы благодарны и другим авторам-исследователям, которые работали до нас.
И вот вдруг в 2012 году у наших исследований появились последователи в Америке. Однажды придя на работу, я встретила женщину, которая пришла специально, чтобы познакомиться и рассказать о своем исследовании. Это была Тиред. Конечно, услышав тему, я прежде всего спросила у неё: как вы связаны с тверской землёй и Россией? В принципе, никак. Она давно живет в Америке и занималась исследованиями о русских царицах. В какой-то момент перешла на русских святых. И вот, воспользовавшись в том числе и нашими трудами, Тиред и по сей день продолжает работать над произведениями, посвященными тверским святым. В настоящее время она завершает свой многотомник, посвященный преподобному Нилу Столобенскому. Насколько я поняла, у неё исследование продвигается скорее в искусствоведческом направлении. Сейчас я прочитаю одну из её статей:
«В отличие от западных стран, где с XIII века канонизация святых контролировалась папством, в московской Руси почитание зависело от множества факторов: одобрение царем, патриархом, церковным собором, от усилий иноков или священников, писавших житие святого, а также от преданности людей святому, появившемуся на их родине.
Герман – первый строитель Нило-Столобенской пустыни, обратившись к Филофею Пирогову за написанием жития Нила Столобенского, инициировал канонизацию святого. Однако, изучение первых чудес Нила Столобенского и исторических источников XVII века указывают, что не менее важную роль в становлении культа сыграли крестьяне Селигерского края.
Рассказывая родным о чудотворной силе святого Нила, они через семейные узы распространяли информацию о преподобном, месте его отшельничества и захоронении мощей. Память о чудотворении Нила сохранялась из поколения в поколение в семьях, живших недалеко от острова Столобный.
Согласно Филофею Пирогову, когда у осташа Третьякова заболел глаз, он отправился за исцелением к раке Нила Столобенского, потому как помнил, что ранее святой изгнал демонов из его отца. Семья Куровых также сохраняла преданность преподобному Нилу. В списке чудес святого Нила, составленном при игумене Германе II, говорится, что Максим Евстафьев, страдавший параличом и глухотой, в 1613 году избавился от недугов, побывав с отцом у раки святого. Вероятно, Максим и его отец были родственниками Ивана Курова, который, согласно описанию одного из чудес святого Нила, ранее был поражен параличом тела, когда начал снимать покров с гробницы. Позднее раскаялся в содеянном и стал одним из первых очевидцев чудотворения, когда святой восстановил его здоровье.
В другом случае местный крестьянин убедил брата и отца уверовать в силу столобенского чудотворца. В 1597 году, когда у Тимофея Евдокимова из деревни Ляпино парализовало ногу, он получил чудесное исцеление у гробницы святого Нила. Позднее Тимофей пообещал Нилу сделать пожертвование по силе своей, если святой даст ему сына, который доживет до совершеннолетия. Пожелание его исполнилось. Благодаря добрым деяниям Нила Тимофей стал ревностным приверженцем святого и убедил всю свою семью в способностях Нила Столобенского утолять страдания.
Через семь лет после исцеления Тимофея его брат Федор Врасов, также живший в Ляпино, исцелился, побывав у гробницы святого (далее в работе Тиред перечисляется еще множество примеров того, как из уст в уста по семейному древу передавалась информация о чудесных исцелениях и у Нила появлялись новые почитатели — прим. ред.)».
– Таким образом, местные крестьяне сыграли большую роль в укреплении репутации преподобного Нила, его монастыря и распространении информации о них, – завершила чтение доклада Галина Гадалова. – Мне бы хотелось, чтобы нашлись меценаты и перевели книгу Изольды Тиред с английского на русский. Нам это нужно.
Редакция газеты «Селигер» будет подробно следить за празднованием 350-летия обретения мощей Нила Столобенского и мероприятиями, что пройдут в рамках этого важнейшего для нашего края события.

Андрей РЯБОЧКИН

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.