После его закрытия началось подробное изучение вопроса. Совещание провёл врио министра по делам территориальных образований Тверской области Андрей Зайцев. Он поблагодарил депутатов за единогласное одобрение инициативы (ее первородность все же была признана за общественностью, о чем г-н Зайцев позднее доложил и зампредседателя правительства Алексею Титову. – Н.Н.) и поздравил жителей Осташковского района с новым этапом развития территории.
— Это веяние времени, и надо концентрировать ресурсы и умножать резервы. Только что на сессии говорилось о многочисленных прорехах – тут недостает, там не хватает. Во многих муниципалитетах происходит что-то подобное. И чтобы что-то изменить в лучшую сторону, нужно выстроить эффективную систему управления. Однозначно решить, что лучше – создание единого округа, передача полномочий, — невозможно, ситуация везде по Российской Федерации разная. И в каждом случае изучалось, каким путем пойти целесообразнее. Некоторые положения 131-го федерального закона, несомненно, уже устарели и не соответствуют предъявляемым к органам местного самоуправления требованиям населения. Когда люди не знают, куда, к кому обратиться по конкретной проблеме. Как было уже сказано, во многих субъектах Российской Федерации пошли по пути объединения поселений в городские округа: Пермский край, Белгородская область, другие. Если власть, население находят взаимопонимание, это в какой-то степени даже сплачивает сообщество нового муниципального образования.
В Тверской области также заработал пилотный проект – город Удомля и Удомельский район были объединены в единый городской округ, прошли все стадии процесса, избрали представительную и исполнительную власть. Есть удовлетворение. Мы поможем организовать рабочую поездку в Удомлю депутатов, общественности, прессы, чтобы изучать нюансы переходного периода, задать интересующие вопросы.
Если в Осташкове нам также удастся преобразовать город и район в новое муниципальное образование – городской округ, будет избран один депутатский корпус, число депутатов сократится (сколько их будет, еще предстоит решить), легче станет принимать решения. Будет избран один глава городского округа в соответствии с уставом. Уйдут в прошлое дублирование функций, размытая ответственность. У округа появится больше возможностей участвовать в федеральных и региональных программах, привлечения инвесторов на условиях софинансирования. Самое главное – все тщательно предусмотреть и не допустить ухудшения условий проживания на территории, в частности, в сельской местности. Мы через изменения некоторых законов Тверской области смогли добиться того, чтобы ухудшения не произошли ни по одному направлению. В Удомле этот путь прошли, так что Осташкову будет проще. Со стороны министерства мы подготовим ряд информационных материалов, чтобы в доступной форме и населению разъяснить, что работа идет только на улучшение, а никак не наоборот. Приведу только несколько цифр, иллюстрирующих эффект, который может дать объединение поселений в городской округ (очень приблизительные, рассчитанные минфином): это около 50 миллионов рублей с учетом стимулирующей дотации под проект объединения (для каждого поселения по 500 тысяч). Из чего складывается: экономия от сокращения управленческого аппарата даст до 25 процентов, участие в программах и т.д. Когда будет единоначалие и желание считать каждую копейку, будет вполне ощутимый эффект.
Андрей Зайцев предложил подумать о создании рабочей группы, а затем передал слово юристу министерства Светлане Заумовой:
— Очень существенный вопрос: льготы сельскому населению. Как известно, жители сел и деревень имеют ряд преимуществ и льгот. И возникает закономерный вопрос: войдя в состав городского округа, не потеряют ли они эти льготы? Мы изучили опыт других регионов и применили к Удомельскому городскому округу. Муниципальное устройство – отдельно, и оно регулируется федеральным законом №131, а административно- территориальное деление – это прерогатива субъекта Федерации (области). Таким образом, по муниципальному устройству Мошенка является частью городского муниципального округа, но при этом (согласно административно-территориальному делению) остается деревней Мошенка Осташковского городского округа. И жители остаются при всех льготах, которые имеют сегодня в соответствии с законодательством.
Что касается приоритета инициативы преобразования: давайте предположим, что это наиболее легкий путь ее выдвижения. Если ее поддержат депутаты сельских поселений, в соответствии с планом («дорожной картой») пройдут публичные слушания, поддерживающие создание городского округа, то в мае Законодательное Собрание Тверской области примет решение об упразднении Осташковского района и создании Осташковского городского округа. 9 сентября, в единый день голосования, будет избран депутатский корпус, впоследствии назначена комиссия по выборам главы округа. Что касается структуры управления округом, ее предстоит разработать, какие именно подразделения власти и с какими функциями будут на местах.
Вопросы еще оставались, и разъяснения руководителя министерства и специалистов продолжились в кабинете главы Осташковского района Михаила Тузова, где собрались главы поселений. На это совещание прибыл первый заместитель председателя правительства Тверской области Алексей Титов. На первый же вопрос присутствующих: «А почему вдруг? Мы ладили с районной властью. В поселениях благополучно. А почему объединяют под город?», Алексей Алексеевич довольно убедительно разъяснил: «Федеральные и региональные службы ДЕСЯТЬ ЛЕТ наблюдают и оценивают ситуацию в Осташковском районе. Прогресса нет, только деградация. И сегодня надо хлопотать не только за благополучие конкретного поселения, а за нашу жемчужину, территорию с огромным потенциалом – Селигер».
Похоже, сельских глав действительно смутила перспектива объединения под ныне действующую городскую власть. Однако товарищи из области стали объяснять пути создания городского округа. К этому моменту в зале остались только главы, пресса и депутаты покинули заседание.
Резюмирую как главный редактор районной газеты и как член гражданского общества, уроженка Осташкова:
Идея реформирования несуразной многоглавой власти, которая не несет ничего, кроме раздора, борьбы за кусок властного и бюджетного пирога, давно назрела и даже перезрела, учитывая сегодняшний кризис власти. У одних нет полномочий, у других – денег. Идея самоуправления погублена, как выплеснутый с водой младенец. Избирателей, активистов, общественность (то есть истинное народное волеизъявление) слушают вполуха или сразу гонят с порога. Выборы превращены в фарс.
Объясню, в какой момент был рожден проект единого городского округа. 31 марта четверо горожан (в том числе и автор этих строк) побывали на приеме у вновь назначенного руководителя региона Игоря Рудени. В числе первых (даже впереди тарифов!) был поднят вопрос о власти, о необходимости единого управления городом и районом. Игорь Михайлович сразу вник в проблему и пригласил юриста по муниципальному праву. Тот изложил все возможные пути, и наиболее приемлемым врио губернатора показался статус городского округа. Было дано заверение, что этот вопрос будет в числе приоритетных после официального вступления в должность губернатора. Сомневались многие, даже должностные лица. Наши местные депутаты напрочь отрицали саму идею объединения. Спасибо, политическая воля Игоря Михайловича Рудени оказалась убедительной и последовательной!
То есть: идея единой власти в районе (как бы его не назвали) – народная, поддержанная губернатором Тверской области.
Ни о каком объединении под властью, скомпрометировавшей себя бездействием, сомнительными сделками (программа переселения и т.д.), речь идти не может! И если заглянуть в «дорожную карту» (буде все сложится по написанному!) поближе к выборам: вот тут-то, осташи и нью-осташи (жители сегодняшних сельских поселений), нам никак нельзя дать себя запутать, облапошить, поддаться на обещания или, хуже того, продаться за тридцать сребреников! Иначе не отмоемся от позора во веки вечные.

Наталья НИКОЛАЕВА

Добавить комментарий