Примерно в это же время Нилова пустынь приобретает два парохода. Один большой с двумя колесами, расположенными в средней части парохода по бортам, а второй винтовой.
Развитие торговли и увеличение грузового потока привело к тому, что на Селигере появился еще один конкурент Савину и монастырю.
Инженер Чмутов из самого Санкт-Петербурга водным путем из Невы по Ладожскому каналу, реке Свирь, Мариинской водной системе-по реке Шексне, а затем по Волге и Селижаровке доставил пароход «Селигер». Этот пароход своим наружным видом отличался от имеющихся на Селигере пароходов. Гребное колесо парохода было расположено за кормовым основанием корпуса. Такие пароходы можно было видеть только на Западной Двине. Мощность парохода была 45 л.с., осадка 60 см.
Предпринимательская хватка подтолкнула двух состоятельных людей, нотариуса Бельтихина и купца Северова, приобрести пароход «Осташков»(впоследствии «Луначарский»), который имел две машины по 30 л.с. и был приспособлен только для перевозки пассажиров. Вслед за ним на озере появились еще два пассажирских пароходика, которые принадлежали М.С.Уткину и названы были в честь хозяев «Михаил»(позднее «Кропоткин») и «Мария». Мощность их была невелика, всего 25 л.с.
Был на озере Селигер еще один пароход «Касатка» («Демьян Бедный»), мощностью 60 л.с.
Первый пароход закончил свое существование скандалом. А дело было так: пароход был предложен одному прибывшему из губернии значительному лицу для поездки в Нилову пустынь. Отправление гостя проходило очень помпезно и со всеми подобающими почестями. Хлопот было много. Но от всех бед не убережешься. Гость взошел на пароход и, тот отчалил от берега. Однако лучше продолжить словами туземного юмориста:
Осташ — пароход
Насмешил весь народ
Лишь от берега пустился
За угол бани зацепился
Угол бани затрещал
Людей в бане испугал
Стена стала валиться
Люди бросили и мыться
Испугались, запрыгали
Вон из бани побежали.
Не успели смыть и мыло
(Это верно так и было)
Бежали все нагие,
слушатели дорогие

Говорят, распорядители торжества очень сердились на эту проклятую баню. И подвернула же ее нелегкая, да притом, как нарочно, именно в такое время, когда все начиналось так хорошо, все приготовления удались как нельзя лучше, и тут… После неудавшегося торжества пароход, разыгравший такую скандальную штуку, куда-то исчез, вероятно испугавшись насмешек. Вот такая странная судьба оказалась у первого Селигерского парохода
______________________________
В1861 г. был взят заем в банке для обустройства общественной пристани.
«В 1861 г. устроена подле этого сада (Набережный сад. – ред.) гавань, вмещающая в себе значительное количество лодок с грузом, находящих себе здесь убежище от действий сильных ветров.
Средства на сооружение гавани в сумме 5100 руб. заимствованы из сумм банка, и этот заем погашается денежным сбором с приходящих в Осташков судов…» — Из книги В.Покровского «Историко-статистическое описание г. Осташкова» г.Тверь.
Именно 1861 год принято считать годом основания нашей пристани.

One Reply to “Как всё начиналось”

  1. Здравствуйте Алена! Меня очень заинтересовала ваша статья «Как все начиналось», т.к. я уже несколько лет занимаюсь своей родословной. А нотариус Бельтихин (про которого идет речь в вашей статье) мой прадед. Много информации собрано о его жизни, но вот про наличие у него парохода — это вопрос для меня пока спорный. Алена, подскажите пожалуйста как можно с вами связаться? Мне бы хотелось узнать откуда вы узнали, что у нотариуса Бельтихина был пароход?Может быть у вас еще есть какая то интересная информация. Со своей стороны я готова поделиться тем, что есть у меня. Мой элект адрес pingvin1977@mail.ru Очень надеюсь на ответ. С уважением, Ирина

Добавить комментарий