Поездка в Фировский район была предпринята в рамках маршрута «Открытие нового» (поиск и исследование). Это эколого-биологическое направление, заложенное в гимназии ещё экс-директором Зинаидой Михайловной Пашинской. Много лет оно является в школе приоритетным.


Областная «Академия леса» собрала ребят из разных уголков нашего региона. От осташковской гимназии №2 в Рождество ездили четверо учащихся – Валерия Михайлова, Валерия Харламова, Максим Герасимов и Андрей Вавилов — во главе с преподавателем географии, биологии и экологии Ларисой Ивановной Михайловой.


По словам руководителя группы, программа пребывания детей в экологической школе была очень насыщенной. В течение десяти дней, с 22 по 31 июля, они занимались изучением окружающей флоры и фауны, совершая полевые экскурсии, писали исследовательские работы, ходили в фотошколу, творческую мастерскую и на практические занятия, участвовали в спортивных играх и чемпионате экошколы по волейболу, слушали лекции преподавателей МГУ им. М.В. Ломоносова, Института географии РАН, Некоммерческого партнерства «Птицы и Люди», НИПРХ.


Завершились занятия тридцатого июля конференцией исследовательских работ, выполненных ребятами за это время.
Наши юные земляки подготовили четыре работы. Исследовательский труд Валерии Михайловой назывался «Птицы с. Рождество в послегнездовой период». Орнитологию выбрала и Валерия Харламова: «Видовой состав и численность птиц окрестностей с. Рождество в послегнездовой период».


Максим Герасимов выявлял «Особенности возобновления ели в окрестностях с. Рождество», а Андрей Вавилов занимался «Определением состояния хвойных насаждений в окрестностях с. Рождество Фировского района Тверской области».
Авторы трёх из них кратко рассказали о пребывании в экологической школе и поделились впечатлениями от поездки.


Десятиклассница Валерия Харламова:Моя исследовательская работа посвящалась орнитологии. Я сравнивала две методики изучения птиц: с помощью наблюдения и с помощью их ловли. Было довольно трудно. Каждый день ходили в лес, по голосам узнавали птиц, считали их. Подъём у нас был в пять утра, когда птицы просыпались и начинали петь, и затем каждые полчаса мы наблюдали за ними до вечера.


Вторая методика изучения пернатых – с помощью ловли, для которой мы использовали сетки. Поймав птицу, измеряли её, взвешивали, определяли её состояние.
Используя обе методики и объединив результаты, чтобы получить более точную картину, сделали вывод о птицах этого села: орнитофауна здесь достаточно разнообразна.
В ходе выполнения заданий Валерия подружилась с другими ребятами, у неё появилось много новых друзей и, по словам руководителя группы, она даже немного всплакнула, расставаясь с ними.

У меня совершенно поменялось представление о жизни в лагере. Если раньше я никогда ни в какие лагеря не хотела выезжать, то теперь, если представится такая возможность, я не откажусь. Была очень дружеская обстановка, мне всё очень понравилось. Я и отдохнула, и сделала работу.
Максим Герасимов, 9 «А» класс:

Целью работы было «считать ёлочки», как шутливо называли мы с ребятами нашу исследовательскую деятельность. Мы находили в лесу старые поваленные и покрытые мхом деревья, на которых росли молодые ёлочки. И сравнивали их численность с деревцами, выросшими на открытой площади. Оказалось, на валежнике ёлочек растёт больше. Это объясняется тем, что им достаётся больше света, так как эта молодая поросль располагается выше своих собратьев, они получают тепло от разложения старой древесины и оттуда же полезные питательные вещества.


Куратором нашей работы был лесничий Орехово-Зуевского района. Он подсказывал, как правильно выстроить работу, чтобы она могла претендовать на победу в конкурсе.
У Максима тоже появилось много интересных новых друзей и, как Валерия, он хотел бы ещё раз побывать в экологической школе.
Андрей Вавилов, одноклассник Максима Герасимова:

Свои исследования я проводил в области лесоведения. Смысл работы заключался в том, что было нужно определить с помощью различных инструментов состояние хвойных насаждений. Исследования проводились на трёх площадках: определяли возраст деревьев, диаметр ствола, проводили другие измерения и по специальной шкале определяли состояние дерева. По результатам работы пришли к выводу, что лес здесь здоровый.
Андрей очень доволен пребыванием в лагере: «Познакомился с ребятами из других районов, подружился с ними. Время пролетело незаметно. Было много интересного».

Ребята расширили свои знания, пообщались с учёными престижных учебных заведений и другими представителями науки. У них завязалось много новых знакомств. Они делились своими знаниями и опытом, перенимали опыт других, — с удовольствием дополняет рассказ школьников Лариса Ивановна.


Поездка была полезна и для неё: в рамках «Академии леса» прошёл методический семинар для учителей «Как подготовить успешный проект на всероссийский конкурс».
Ещё одно из развивающих направлений летней программы для детей, реализуемой в гимназии, — маршрут «Другое измерение» (интеллектуально-познавательное).


Его руководитель – учитель английского языка Анна Геннадьевна Абакшина. Она выпускница Тверского педагогического колледжа. Преподаёт английский со второго по одиннадцатый класс.

Анна Геннадьевна – очень активный, творческий человек. Она моментально включается в различные проекты, предлагает интересные идеи, с энтузиазмом берётся за их воплощение в жизнь, — характеризует молодого педагога заместитель директора по воспитательной работе Лариса Вениаминовна Сотник. – Это разносторонне развитая личность, многому может научить детей. Она и нашу театральную студию посещает, играла в спектакле «Очень простая история», который с успехом прошёл не только на нашей сцене, но и в Районном доме культуры.
Анна Геннадьевна и предложила создать летний языковой отряд, который работает в гимназии уже второй сезон.

В этом году его посещали двадцать ребят из пятых – восьмых классов. Мы учились устной разговорной речи на английском языке. Это были различные квесты, диалоги, монологи – что ребята сами предлагали, в то и играли. Причем, очень увлеченно. Сама обстановка летнего лагеря способствовала этому: общались в свободной форме, отметки никто никому не ставил и занятия английским языком воспринимались совсем по-другому. И даже те дети, которые на уроках английского обычно не были внимательны, в отряде с удовольствием включались в диалоги. И если что-то получалось не очень хорошо, не расстраивались, они знали: завтра у них получится уже лучше. Сама летняя раскрепощённая ситуация создавала хороший повод для общения ребят друг с другом и учителем, — раскрывает идею создания отряда Анна Геннадьевна. – Они все очень подружились в отряде и до сих пор общаются друг с другом, несмотря на разный возраст.

Сегодня дети включаются в различные виды деятельности не только для того, чтобы научиться что-то делать и приобрести знания, их привлекает возможность общения со сверстниками, имеющими сходные интересы, образ жизни и мыслей, то есть в среду «таких же, как я», — дополняет замдиректора.
Реализуя программу летней занятости, отдыха и оздоровления детей, гимназия даёт большие возможности для воспитания личности, самореализации и развития творческой активности ребёнка в каникулярный период.


Галина БУКРЕЕВА

Добавить комментарий