Размышление о развитии городского округа

Все чаще ловлю себя на мысли, что культура вряд ли станет приоритетным направлением в развитии округа. Как и прежде, ей отводится исключительно прикладная роль: пара фестивалей в год, подготовка праздничных программ силами двух учреждений – да вот, пожалуй, и всё. Остальное происходит без явной поддержки и внимания властей.

В данном случае я не предъявляю претензий к кому-то конкретному. Рано пока предъявлять. Всего лишь предлагаю поразмышлять над будущим культуры Осташковского городского округа в контексте выработки общей концепции развития территории на ближайшие годы.
Развитие городского округа напрямую связано с повышением его привлекательности для туристов и, конечно, инвесторов. С этим вряд ли кто-то поспорит. Сейчас администрация активно, с привлечением местных жителей и здоровых сил со стороны (вроде артели архитекторов), пытается войти в различные федеральные программы. Это делает управленцам честь и выгодно отличает их от тех, что были ранее.
В основном акцент делается на благоустройстве города. Но проблема в том, что сам по себе Осташков, даже с роскошным бульваром на Евстафьевской и оборудованным парком, едва ли сможет развернуть потоки туристов в нашу сторону. Что же касается знаменитого озера, то Селигер хоть и является главным брендом территории, но привлекает гостей лишь на частные базы отдыха, которые, и тут мы снова скажем «увы», не пополняют местную казну.А можно развитием культуры и созданием собственных брендов завлечь избалованного заграничными вояжами туриста? Я убежден, что можно. В качестве аргументации предлагаю мысленно переместиться в Ярославскую область.

Взгляните на город Мышкин с населением 5738 жителей и площадью пять квадратных километров. Здесь практически нет промышленности, а из географических преимуществ – высокий берег Волги, на котором и располагается поселение. При этом основным направлением в развитии Мышкина является туризм, который во многом и кормит местный бюджет.

А теперь перечислим культурные достопримечательности муниципального образования: музей «Дом мельника», Никольский собор, мемориал Победы (при случае сравните с нашим), музей «Мышкинский Самоходъ», Верхний бульвар, Музей мыши, Галерея кукол и кукольной миниатюры, усадьба купца Чистова, Успенский собор, Музей валенок и Музей водки Петра Смирнова. Можем ли мы что-то этому противопоставить? Можем! Объектов притяжения туристов в Осташкове несоизмеримо больше. Однако Мышкин стал федеральным брендом, а Осташков, несмотря на куда более выгодное географическое положение, – нет. А дело всё в том, что никогда прежде ни одна местная администрация не делала ставку именно на развитие отрасли культуры, рассматривая ее как двигатель туризма.

Складывается впечатление, что наши музеи существуют сами по себе и рассматриваются чаще как обременительный придаток, от которого нельзя избавится совсем, чтобы не потерять лицо перед редкими гостями, но и кормить большого желания нет. При этом всеми оставленные работники этой сферы по инерции продолжают добросовестно нести свою службу. Вопреки обстоятельствам и для крайне скромного круга посетителей.
К этому еще можно прибавить равнодушное отношение к нашему архитектурному наследию – в этой части нам скоро и показывать будет нечего. Ну и нельзя не сказать о том, что частные инициативы также не находят большой поддержки у властей. Энтузиастов, опять же, любят демонстрировать высоким гостям, но вместе с проводами оных о первых тут же забывают: мол, крутитесь, как хотите – это ваше ЧАСТНОЕ дело. При таком подходе к культуре туриста к нам не заманишь, и она так и останется атавизмом, доставшимся от прошлой эпохи.

Если же вплотную заняться развитием музеев и выставок, поддержать частную инициативу, вытащить на свет тех, кто трудится в своих мастерских и демонстрирует ремесло только «своим» (таких у нас немало) – результат может оказать самое благотворное влияние на развитие округа. Конечно, тут также важен комплексный подход, и наряду с финансовой поддержкой учреждений культуры нужна раскрутка новых брендов по современным законам маркетинга. Тогда, я в этом не сомневаюсь, культура и туризм могут стать доходными.

Упомяну, что на прошлом заседании Осташковской городской Думы обсуждался вопрос передачи в собственность Тверской области бывшего Дома учителя (ул. Магницкого, д.7). Особняк из красного кирпича на берегу Селигера является объектом культурного наследия, и там, вероятно, будет организовано некое представительство регионального правительства. Большинство депутатов проголосовало «за», полагая, что такое присутствие может благотворно сказаться на развитии округа. Автор этих строк и еще три депутата проголосовали против. Не могу отвечать за своих коллег, но мое решение было продиктовано по большей части желанием обратить внимание на ряд проблем именно в сфере культуры.
Напомню, что единственный в области природоведческий «Музей природы Селигерского края» уже продолжительное время находится на стадии выселения. Сотрудники сидят на чемоданах и не имеют представления о том, куда они и их бесценные экспонаты отправятся после того, как их попросят освободить помещение церкви Спаса Преображения в Рогоже, а это должно произойти совсем скоро.

А вот другой пример, уже из разряда частных инициатив. Обласканный вниманием губернатора Игоря Рудени «Музей забытых вещей и не только» привлекает внимание даже иностранных делегаций, а гости из других городов часто приезжают с единственной целью – взглянуть на уникальную выставку работ Игоря Афанасенко, выполненных в направлении стимпанк, ну и, конечно, поностальгировать у бесчисленных предметов советского прошлого. Музей этот держится на голом энтузиазме его владельца. Располагается он в не самом подходящем и нуждающемся в серьезном ремонте здании бывшей детской консультации. Ему не хватает выставочного пространства, а самое главное — поддержки местной власти. Те, кто понимает, какой потенциал кроется в этом музее, и какую пользу он может принести в части популяризации Осташкова и привлечении туристов, с ужасом думают о том, что однажды у оказавшегося заложником своей инициативы мастера могут опуститься руки и он, собрав свою выдающуюся коллекцию, отправится туда, где управители не разбрасываются такими подарками судьбы.

Хочется также вспомнить о хороших инициативах, которые по тем или иным причинам обратились в пыль или вовсе оказались не реализованы. Был у нас Музей рыбы. Небольшой, но со своей сложившейся интерактивной программой. И где же ему родиться, как не в городе рыбаков? Разве не мог он стать брендом Селигера? Нужно было хвататься за эту частную инициативу и раскручивать её.

А наша старинная пожарная каланча? На глазах она превращается в руины, а ведь в привязке к истории первой в России добровольной пожарной дружины, которая появилась не где-нибудь, а у нас(!) – пустующее помещение можно было бы превратить в самобытный музей, какого больше нет нигде. Идея эта много лет озвучивалась неравнодушными гражданами. Нужно было приложить усилия и привести каланчу в надлежащий вид. Изыскать такую возможность. Но теперь, даже при наличии благоустроенного бульвара на Евстафьевской и парка, еще некоторое непродолжительное время руины её будут немым укором возвышаться над старой частью города, а потом, конечно, не останется ничего. Разве что автомастерская. Примеры такого расточительства, которые плохо вяжутся с концепцией благоустройства города и постановки его на коммерческие рельсы туризма, можно приводить долго.

Но выход все же есть. Пока не поздно, нужно пересмотреть своё отношение к культуре в целом, заняться поддержкой подведомственных учреждений и частных инициатив, создавать новые бренды и грамотно развивать имеющиеся, а параллельно с этим разрабатывать единую туристическую сеть, объединяющую различные объекты притяжения туристов. Главным покровителем и интересантом в этом деле, конечно, должна стать администрация округа.

Пока же, когда речь заходит о культуре, я вспоминаю о положении городской библиотеки, которая ютится под лестницей в аварийном здании по адресу: ул. Рабочая, д.10. Туда все ещё приходят дети, но, кажется, и они уже начали понимать, какое место отведено у нас учреждениям, призванным привлекать, просвещать и воспитывать.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий