Мимо кассы

Впрочем, у нас никто особо не зацикливается на прибылях от увеличения турпотока. Разве что частник, сдающий отдыхающим жильё, бани, лодки. Ещё небольшая часть осташей неплохо зарабатывает на торговле копчёной рыбой, ягодами, грибами, а то и банными вениками.


Особенно востребован у потенциальных участников селигерского лета июль. Именно он, по умозаключению синоптиков, готов порадовать путешественников максимальным количеством тёплых и солнечных дней, а значит, и стабильными водными процедурами.
Что же касается мая, июня, августа, сентября, то эти месяцы чаще всего выбирают люди, изнывающие от жары, назойливых слепней и чрезмерных цен на свой заслуженный отдых.


Такой расклад сил (читай: средств, привозимых и потраченных туристами на Селигере) не способен компенсировать даже элементарные затраты муниципалитета на развитие инфраструктуры городского округа. К тому же, большинство мелких баз отдыха и всяких заимок многие годы находятся в глубоком подполье, совершенно не заморачиваясь прозрачностью своих отношений с налоговыми органами.


А большинство ранее принятых муниципальных программ развития туризма на Селигере носили чисто декларативный характер и совершенно не сдвинули с мёрт-
вой точки основных проблем, в которых за последние десятилетия по самые уши увяз наш озёрный край.
Ну разве что в бюджете Осташковского городского округа на 2019 год в графе «на развитие туристической отрасли» значится существенная прибавка. Теперь на эти цели выделено аж 389,2 тысячи рублей вместо прошлогодних 175,4 тысячи.

Все хорошие дороги
ведут к бездорожью

Межпоселенческие и внутренние дороги Осташковского городского округа по замыслу ряда авторов шумных туристических проектов рано или поздно должны связать с Селигером вполне зримой и осязаемой транспортной цепью крупные областные центры, в том числе, Москву и Санкт-Петербург, обеспечивающие самый ёмкий турпоток.


И, как правило, прежде чем отправиться на личном авто в путешествие на Селигер, их владельцы активно мониторят в Сети состояние тех или иных дорог, ведущих подальше от дымящих индустриальных кварталов мегаполисов.
Это, кстати, ещё одна проблемка наших всевозможных телеканалов, скрывающих от россиян реальное положение дел на трассах за пределами М-10, что порой оборачивается многочисленными дорожными неудобствами, а то и непоправимыми бедами. Поэтому неплохо бы обязать наши транспортные министерства и дорожные фонды регулярно и оперативно доводить до сведения россиян не только погодную, но и асфальто-ямочную карту всех без исключения муниципальных дорог.


О состоянии же местных дорог жители округа знают не хуже меня, знают о них и сто процентов столичных дачников, имеющих на Селигере в собственности большие и маленькие земельные наделы. А вот многих путешественников-новичков на осташковских дорогах могут подкарауливать многочисленные неприятные сюрпризы.
Такими же опасными сюрпризами богаты и дороги самого Осташкова, в первую очередь, грунтовые, где ГОСТовских ям гораздо больше ГОСТовских ровностей. А традиционные ноябрьские ремонты асфальтового покрытия, как правило, не дают ожидаемого качества работ и уже через короткое время грозят автомобилистам многочисленными выбоинами.


Так, вновь превращается в стиральную доску одетая два года назад в новый асфальт самая популярная туристическая дорога Осташков-Хитино-Свапуще, продолжающая маршрут к истоку Волги. Много претензий и к автотрассам Торжок-Осташков и Осташков-Ржев, что уж говорить про направление на Демянск!
Одним словом, две вечные беды России так и соседствуют с Селигером, а все хорошие дороги почему-то ведут мимо.

«Запрягайте, хлопцы, кони!»

Ещё каких-то пятьдесят лет назад деловые осташи летали в Москву самолётами. Был у нас и свой аэропорт, теперь же даже для санитарного вертолёта нет официальной площадки. А это ведь ещё одна серьёзная проблема для организации массового отдыха на Селигере.


Выручает порой частный аэродром в деревне Залесье, хотя на территории самого Осташкова достаточно пустырей, заросших бурьяном, но использовать их с пользой для общего дела никто не хочет. Или хочет, но не может.
Да что там самолёты, когда сегодня поезд для нашего курортного городка стал большой редкостью. Канули в Лету те времена, когда по железной дороге мы могли запросто добраться до Москвы и Ленинграда, а то и прямиком в Киев, Полоцк, Мурманск и ряд других городов Советского Союза.


Окончательно иссяк и дух свойственного Осташкову антуража, когда местные автобусы и теплоходы под самую завязку были заполнены людьми в брезентовых штормовках, с огромными рюкзаками, складными байдарками и гитарами.
Каждый летний день в импровизированный туристический привал, наполненный рассказами о селигерских приключениях, о рекордных уловах, песнями Визбора и Высоцкого, превращался привокзальный сквер.


Сегодня же этот зелёный островок имеет жалкий, неопрятный вид, оказавшись в центре грязной, необустроенной, с полуразрушенными зданиями территории.
Речной порт «Осташков» работает сегодня только в прогулочном режиме, а некоторый водно-транспортный вакуум по перевозке грузов и людей на многочисленные острова и дальние прибрежные деревни восполнили предприимчивые частники. Их лодочные моторы без устали жужжат всё лето, принося достойный доход в семейный бюджет. Да что там говорить про воду, если даже небо над Селигером заполнили частные летательные аппараты.
Ко двору пришлись и многочисленные осташковские такси. Только одни из них работают в нормативном поле федеральных законов, а другие за его пределами. Но, судя по всему, и те и другие имеют право на жизнь, как и прочие поставщики других «несертифицированных» селигерских услуг.

Такси, такси – вези, вези

Некогда сильное в финансовом плане Осташковское АТП вполне успешно справлялось с междугородными пассажирскими перевозками, обеспечивая и заявки туристических агентств, учреждений культуры и спорта. После того, как последний трудяга «Икарус» отправился в металлолом, место муниципальных транспортников застолбили частные маршрутки.


Лично у меня к ним двоякое отношение. Так, например, в часы пик, особенно летом, вам дорога каждая минута. Причём, удачной поездки не гарантирует даже предварительная покупка билета. К примеру, за неделю до Нового года мы с супругой купили два билета до Твери отправлением из Осташкова в семь утра, а чуть раньше нам позвонили из кассы и сообщили, что данный рейс отменяется якобы из-за поломки маршрутки. Но, судя по всему, причина крылась в другом – в отсутствии пассажиров на этот рейс. Нам предложили поменять билет на десять утра. Делать было нечего, хотя мы очень рисковали опоздать на поезд из Москвы. А в уме оставалось только такси до Твери.


А куда деваться?! Так, один мой хороший знакомый, «пролетев» с билетами на последний рейс маршрутки из Твери, всего за пятёрку пулей домчался до родного города.
В день независимости России, 12 июня прошлого года, возвращаясь из Ржева, я и сам оказался в подобном транспортном цейтноте. Два московских автобуса, проходящих через этот город на Осташков, оказались заполнены под завязку. Кассир автостанции лишь беспомощно разводила руками. А полтора десятка пассажиров, надеясь на удачу, отправились ловить такси.


Нашей группе повезло больше, мы отправились домой за 2300, следующая выложила за праздничный трафик 2700. Росли ли цены далее в разгар спроса на такси до Осташкова, мне неизвестно.
Но в любом случае такси – это хорошо, так как наши рядовые автомобилисты-любители компенсируют нерасторопность перевозчиков-профессионалов. И мне непонятно, почему то же Осташковское АТП отказывается от организации легкового автопарка на собственной базе, от мобильных маршрутных такси. Ведь, судя по всему, даже при наличии различных издержек, это дело вполне выгодное. Частник же не зря оккупировал транспортный рынок!
Часть наших насущных проблем в условиях бездорожья и хитросплетений различных видов пассажирского транспорта мог бы решить транспорт гужевой. Только вот в нашем районе осталось не более трех десятков коней, и местные хлопцы запрягать их вовсе не спешат.


Олег СЕВЕРОВ
Продолжение следует

dofollow { display: none; } .xyz

Добавить комментарий