Путь на «большую дорогу» ведет через автошколу

Решение пойти в автошколу пришло внезапно. У меня не было ни автомобиля, ни какой-то острой необходимости в наличии прав, ни большого желания обзавестись мотором и сесть за руль. Но, поскольку здравый смысл мне подсказывал, что необходимость в документе рано или поздно возникнет, а времени и средств может уже и не быть — в конце марта, суровый с виду, крупный мужчина Валерий Петров принимал мое заявление.

Немного потолкавшись в очередях городской поликлиники, я получил справку о том, что управлять легковым автомобилем мне дозволяется, но только в очках или линзах. Последний врачебный кабинет покидал в необычайно воодушевлённом, возвышенном состоянии. Уже ощущая себя водителем, я был готов сесть в первую попавшуюся мне на пути машину и помчать в сторону уходящего вдаль горизонта – прочь от всех проблем! По дорожной слякоти, мимо серых домов и утомленных серыми буднями людей, под любимую музыку: вперед – в лето! Да, эмоции взяли верх над здравым смыслом и, казалось, что, не далее чем сейчас, жизнь круто переменится, и стоит мне лишь получить права, «ааааа-вто-мобиль» (произносить голосом Якубовича) появится сам собой. Ровно так, и никак иначе – призом на барабане в «Поле чудес» или еще каким чудесным образом.
Переспав с этой мыслью, на следующий день я с другом Михаилом (в автошколу мы записались вместе) отправился на первое занятие. По дороге наш шутливый разговор на тему «Как и на что можно купить машину» немного сбил с нас спесь, и я ощутил землю. Неутешительные выводы сводились к тому, что позволить себе средство передвижения с четырьмя колесами мы не можем. Разве что с двумя и милым звоночком на руле. Страшно подумать, но огромной суммы в полмиллиона, которой у нас, разумеется не было, только впритык хватает на самый простой автомобиль. Но мы-то, конечно, мечтали о большем. Из наших дальнейших рассуждений выходило, что Мише повезло больше. Он-то хоть в магазине автозапчастей работает: можно изловчиться и, вынося в своем рюкзаке по чуть-чуть, что-нибудь собрать, а я могу тащить из редакции разве что бумагу. При таком раскладе копить придется долго.
Итак, в понедельник мы впервые переступили порог учебного кабинета: познакомились друг с другом и нашим педагогом по теоретической части Владимиром Пашинским. Группа поражала своей неоднородностью. Большую часть ее составляли девушки, но были и юноши. Возраст – от ребят, которым не было еще и восемнадцати, до женщин пенсионного возраста. Владимир Вячеславович оказался человеком, необделенным чувством юмора – кладезь историй на любой случай жизни и светоч житейской мудрости. С первых занятий он особое внимание уделял прекрасной половине группы: «Машину водить – это вам не борщи стряпать», – подшучивал он над будущими автолюбительницами. Занятия его проходили по вторникам и четвергам на протяжении трех месяцев. Богатый личный опыт, масса запоминающихся случаев и шутки на злобу дня – под этим пикантным соусом сухой материал, изложенный в правилах дорожного движения, хорошо усваивался и не оставлял утомительного послевкусия.
Помимо теоретических занятий, каждую неделю проводилась запись на практические занятия – «Вождение». Первое время нас приглашали в кабинет, где был установлен причудливый агрегат, симулирующий автомобиль. В кабине без окон и дверей наличествовали: руль, три педали, замок зажигания, регулируемое кресло и, собственно, монитор. Здесь нам предстояло постичь азы водительского мастерства. Со своим богатым опытом по части компьютерных игр, в том числе и всякого рода гонок, я уверенно сел в кресло и уже через мгновение покатился задом вниз с горы. Предательский механизм повел себя откровенно неприлично по отношению к человеку, который столько лет занимал первые места, соревнуясь с виртуальными «Ferrari» и спортивными болидами. Он отказывался заводиться, глох при любом удобном случае и всем своим видом показывал, что игры кончились.
Подружившись с симулятором, мы усвоили, что куда крутить-давить, и нас допустили до реальных машин – ВАЗ-2107. Первый опыт вождения проходил так: сел в кресло, отрегулировал его под себя, настроил зеркало заднего вида, пристегнул ремень безопасности, проверил передачу, выжал сцепление, завел, переключился на первую, снял с ручного тормоза, плавно отпустил сцепление, заглох. Все еще безмятежное лицо инструктора пока не выражало укора. Было произнесено лишь одно слово: «Плавнее». Повторяю все выше описанные процедуры и снова, лишь огрызнувшись, двигатель замолчал. Зато заговорил инструктор. Я оправдался тем, что впервые сижу за рулем, и это рассеяло замешательство наставника, но мне уверенности в себе не прибавило. Совсем нехорошо почувствовал себя, когда ко всем моим неприятностям добавился нервный тик. Пока моя нога лихо отплясывала на педали сцепления какой-то судорожный африканский танец, мои одногруппники (те, которым было назначено в этот день) уже скрылись из виду на таких же машинах. Даже девушки… Мне казалось, что пора уже извиниться, вылезти из кабины и попытаться как-то вернуть предоплату за учебу, положив тем самым конец всем мучениям. Но я все же тронулся. Нет, не головой, хотя до этого осталось совсем немного, а в том смысле, что поехал.
Стоит ли говорить о том, что весной наши дороги обретают особую загадочность. Каждый знает, что асфальт у нас – яма на яме, но в этот сезон они, как правило, заполнены водой. И кто знает, какую опасность таит в себе лужа? Не будешь же перед каждой вылезать и тыркать в нее палкой? Приходилось объезжать их все. К сожалению, в суровой реальности нашей провинции, эта часть практических занятий по вождению (маневры по объезду выбоин) отнимает немало времени и претендует на доминирующие позиции в обучении в целом. А что делать? Вряд ли ситуация в обозримом будущем изменится, так что – навык полезный.
Для новичков без опыта вождения первые практические занятия были настоящим испытанием. Когда я садился за руль, мир для меня сжимался до размеров кабины, а ведь должно следить за тем, что происходит на дороге, ямы объезжать опять же. Сидя в металлической оболочке “семерки”, я ощущал себя космонавтом. Рычаг переключения скоростей, подворотники, педали – аж три (куда столько?), кнопок понатыкали…Неужели нельзя было ограничиться пятью: тумблер включения-выключения, вперед, назад, влево и вправо?
К концу второго месяца была пройдена большая часть билетов и кое-что начало получаться на практике. Даже автодром покорился, хоть и не сразу. Инструкторы были под стать нам – все с разными характерами и сильно отличающимся подходом к обучению. Одни едва обнаруживали свое присутствие, слегка корректировали процесс вождения и небольшими порциями выдавали задания и инструкции по их выполнению. Другие – контролировали каждый шаг, довольно резко реагировали на ошибки, но при этом буквально вбивали (словами, конечно) правила в наши головы. Однажды на автодроме я стал свидетелем душераздирающей сцены. Хрупкая девушка на протяжении нескольких минут тщетно пыталась выполнить элемент, именуемый «Заезд в бокс», а вокруг машины с раскаленным докрасна лицом бегал и бранился разъяренный инструктор. И что вы думаете? На следующей неделе она вновь просила, чтобы ее записали именно к нему. Каждый из нас уже знал наверняка, какой метод обучения подходит ему лучше. Мне же кажется, что имеет смысл покататься с разными инструкторами. Они неплохо дополняют друг друга: первые дают возможность уверенно и более или менее свободно почувствовать себя на дороге, а вторые готовят к стрессовым ситуациям, одной из которых должен стать экзамен. Перейдем же к нему.
Этому главному для нас всех событию предшествовал внутренний экзамен, который выявил, что люди, имевшие прежде опыт вождения и оттого более уверенные в себе, отнеслись к теоретической части халатнее новичков. Экзамен в ГАИ был назначен на утро 5 июня. Группами нас запускали в кабинет для сдачи теоретической части. Случайным образом компьютер выдавал билет с двадцатью вопросами. Мы имели право на две ошибки. Мне показалось, что это самая легкая часть экзамена. Тут все зависело только от нас. Времени для принятия решения более чем предостаточно. Справились не все.
Следующим этапом стал автодром. Под пристальным вниманием сотрудников автоинспекции, наших инструкторов и одногруппников мы поочередно выполняли различные элементы: разворот, параллельная парковка, горка, бокс и змейка. Тут волнение взяло свое, и некоторые особо чувствительные натуры, не сумевшие совладать с собой, отправились домой вслед за коллегами, завалившими теорию. Что до меня, то мне уже было ровным счетом все равно, как пройдет экзамен. Я был готов принять любой исход, лишь бы скорее прекратилось томительное ожидание. Волнение выжигало нас изнутри, а полуденное солнце – снаружи. Ситуация резко переменилась, когда мне сообщили, что площадка зачтена. И вновь воодушевление, и я полон надежд!
В ту же минуту подъезжает машина, и к последнему этапу «Вождение по городу» приглашают следующую группу. Называют и мою фамилию. Я уже не в силах ждать и первым сажусь за руль. – Направо, – доносится команда с заднего сиденья, и я выезжаю из автодрома на большую дорогу, ведущую в сторону моста. Но не проходит и десяти секунд, как та же команда повторяется. Как? Опять направо? Вы уверены? Это куда? Меня отправили через железнодорожный переезд за пост ГАИ, в неизведанные земли, туда, где я и пешком-то ни разу не был. Вот этот незначительный факт в момент вывел меня из равновесия. И вновь я космонавт в цельнометаллической оболочке, не видящий, что происходит за ставшим вдруг непроницаемым лобовым стеклом. Далее на все задания я реагировал самым невообразимым образом и, конечно, не замечал никаких знаков. Мы попрощались до следующего раза, и от самого поста я побрел домой, осознавая, что же все-таки произошло.
Все знают, что эмоции худший советчик, но в деле вождения они самый лютый и коварный враг. Может, от того то и столь непроницаемы лица самих сотрудников, принимающих экзамены. Видел ли хоть кто-нибудь их улыбающимися в часы сдачи экзаменов? То-то же! Хотя, перекинься они с нами парой слов, или шутку какую-нибудь скажи — нам было бы проще.
В заключение скажу, что права я все-таки получил, хоть и со второго раза. Навряд ли мой опыт был в чем-то эксклюзивным. Напротив, с небольшой поправкой на возраст и характер, примерно такие же воспоминания будут у всех, кто, как и я, впервые сел за руль не когда-то давно (папа дал порулить), а именно здесь – в автошколе при ДОСААФ с незнакомым прежде инструктором. И пусть я по-прежнему хожу пешком, это был интересный и полезный опыт.
Андрей РЯБОЧКИН

Грядут изменения

Федеральный закон, вносящий кардинальные изменения в закон «О безопасности дорожного движения», был принят в мае этого года. Он резко меняет процедуру обучения будущих водителей и саму классификацию транспортных средств в России. Как сообщает «Газета.ру» почти все поправки формально вступают в силу 5 ноября, однако на практике большинство изменений реально заработают только с 2014 года.
Новые категории прав
Именно появление новых категорий транспортных средств и, как следствие, водительских прав стало главным нововведением. Число категорий увеличится до десяти, кроме того появятся еще шесть подкатегорий.
Так, появится категория «М», обладатели которой уже с 16 лет смогут управлять мопедами и легкими квадрициклами. Ранее этими транспортными средствами можно было управлять вообще без прав. В категории «А» появится подкатегория «А1», куда попадут все мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров и максимальной мощностью до 11 киловатт. Под категорию «B1» подпадут водители квадрициклов и трициклов. Отдельные категории прав появятся даже для водителей трамваев («Tm») и троллейбусов («Tb»). Остальные категории и подкатегории позволили сделать более детальное разделение транспортных средств в зависимости от их массы или наличия прицепа.
При этом срочно менять действующие права водителям не придется, это можно будет сделать по окончании срока действия ранее выданного удостоверения.
Законом впервые вводится разделение для автомобилей с автоматической и механической коробкой передач. Если будущий водитель проходил обучение на автомате, то в правах у него будет специальная пометка «АТ». В этом случае управлять автомобилем с «механикой» ему будет запрещено. Впрочем, пока нет ни разработанных программ обучения для каждой категории, ни какого-либо наказания за езду на «механике» тем, у кого есть ограничения.
Среди других важнейших новшеств – отмена сдачи экзамена после самостоятельной подготовки, то есть экстерном. С 5 ноября получить водительские права можно, только пройдя курс обучения в автошколе.
Мигрантам дали отсрочку
С 5 ноября все водители-иностранцы, занимающиеся на территории России профессиональной деятельностью, должны были выходить на работу с российскими правами. В противном случае организацию, выпустившую в рейс такого водителя с национальными правами, планировалось штрафовать на 50 тысяч рублей. Авторы этой идеи отмечали высокое количество ДТП, совершаемых профессиональными водителями-мигрантами и зачастую их слабую водительскую подготовку.
Несмотря на это, сама Госдума в последний момент дала задний ход, и водителям-иностранцам дали отсрочку на полгода, до 14 мая. Именно с этого времени запрет для них и начнет действовать. Причина столь неожиданной поблажки для мигрантов стала техническая ошибка в тексте закона.
По материалам «Газеты.ру» подготовила
Анна АНДРЕЕВА

 

Добавить комментарий