Ведь только она поможет на долгие годы сохранить в памяти лица и имена из слегка беззаботной и веселой студенческой жизни.
Для начала были сделаны портреты всех вчерашних студентов, их преподавателей и фотографии самого техникума, принадлежащего тогда Калининскому совнархозу управления легкой промышленности. Затем автор идеи аккуратно наклеил их на стандартный лист ватмана и каллиграфическим почерком подписал фамилии всех участников массовой фотосессии.

Фотографу знаменитой осташковской династии Ивановых Игорю Леонидовичу оставалась только «поймать» группу новоиспеченных механиков в фокус своей огромной стационарной камеры и распечатать фотоснимки.

И вот, спустя ровно пятьдесят шесть лет, сидя в своем райском саду, наполненном красками и ароматами лета, Евгений Збруев вновь держит в руках памятное фото – источник добрых воспоминаний.
– Мой любимый преподаватель Геннадий Нилович Новиков, благодаря ему я всей душой полюбил технологию металлов и сплавов. Прекраснейший человек и педагог был. Никогда на студентов голоса не повышал, держал их в тонусе благодаря своей интеллигентности и глубокому знанию предмета.
Получив распределение в Таганрог, я однажды вновь приехал на Селигер и встретился с Новиковым. Он первым увидел меня, подошел, крепко пожал руку и подробно расспросил, как я устроился в жизни. Та трогательная встреча запомнилась мне навсегда, – возвращается в далекое прошлое Евгений Евгеньевич и выхватывает из своей памяти все новые и новые воспоминания.
Очень тепло Збруев отзывается о директоре техникума Михаиле Ивановиче Кириченко. Это был по-настоящему увлеченный и разносторонний педагог. А как-то на четвертом курсе он попросил Збруева начертить несколько красочных карт линии обороны Осташкова в период событий Великой Отечественной войны. Кириченко всем сердцем любил людей и историю Селигерского края.
А разве можно забыть интеллигента с большой буквы Николая Ивановича Киселёва. Не знать у него физику было просто стыдно. Деликатный, вежливый, с красиво поставленной русской речью. Сегодня такую уже редко услышишь. А теорию своего предмета Киселёв всегда связывал с реальной жизнью, находя при этом массу понятных всем примеров.
Кроме этого Николай Иванович был очень увлеченным садоводом. Его яблоки можно было на ВДНХ отправлять.
Но и это еще не все. В свободное время Киселёв охотно занимался просветительской деятельностью, обучая музыкальной грамоте подрастающее поколение. Звуки его пианино дарили местным девчонкам и мальчишкам немало положительных эмоций.
– Навещая на городском кладбище своих родителей, я обязательно захожу на могилку Николая Ивановича, – не выпуская из рук фотографии, вспоминает прошлое Збруев и тут же продолжает:
– А разве можно было не любить электротехнику Ефима Наумовича Ойреха! Настоящий умница! Слава Богу, он и сегодня жив-здоров!
К сожалению, в кадре не оказалось уникального человека – мастера производственного обучения Олега Ивановича Новикова, оставившего заметный след не только в славной истории механического техникума, но и в истории осташковского футбола.
Подробностей о судьбе большинства ребят-одногруппников Евгений Евгеньевич рассказать не смог. След многих потерялся навсегда! Ну, а те, кто остался на своей малой родине, безусловно, принесли пользу Осташкову.
В интересах нашей легендарной «Звезды» долгие годы трудились Борис Васильев и Леонид Смирнов.
К сожалению, жизнь многих одногруппников Збруева оборвалась очень рано. В их числе Олег Мартьянов, Эдуард Удалов, Валентин Пачковский. А ведь их опыт и знания и сегодня пригодились бы землякам.
В Таганроге навсегда осели Владимир Соломонов и Евгений Ткачёв. Тот самый Ткачёв, с которым Збруев очень-очень давно ходил в один детский сад, в одну школу №1, в один техникум. Вместе закадычные друзья отправились и в Таганрог. Только армия потом раскидала парней по разным сторонам света. Хотя и здесь оба Евгения служили механиками самолетов в элитных авиачастях Советского Союза. Правда, потом Евгений Збруев работал на гражданских инженерных должностях, а Евгений Ткачёв дослужился до подполковника.
– Некоторая часть ребят-одногруппников представляла соседние районы. А вот эти мужчины-красавцы Соколов, Смирнов, Волков, Макаров вполне заслуженно заняли верхнюю строчку фотографии, так как влились в студенческую среду после трех лет службы в армии. И навсегда казались нам, бесшабашным пацанам, взрослыми и очень серьезными дядями. Разумеется, вчерашние вояки пользовались у безусых пацанов заслуженным авторитетом. На их слаженную форму и спортивные фигуры совершенно правильно реагировали и члены приемных комиссий. И на самую популярную специальность механиков они, разумеется, проходили без всякого конкурса, – продолжает комментировать групповой портрет Евгений Евгеньевич Збруев и тут же припоминает немного забавный, но очень поучительный случай из своей студенческой жизни.
Однажды между парами большая группа ребят собралась на традиционный перекур у парадного входа. Неожиданно для всех в эту беспечную толпу вклинился директор техникума Михаил Иванович Кириченко.
– А ну-ка, дружно показали мне свои новые платки! – резко потребовал он. Парни замялись и только один из них извлек из кармана брюк скромный платочек. Это еще больше завело директора. – Друзья, мне за вас очень стыдно, вы элитная молодежь нашего города, а сморкаетесь на землю пневматическим способом!
Уже на следующий день в карманах опростоволосившихся студентов лежали заветные носовые платочки.
Олег СЕВЕРОВ

Добавить комментарий