В докладах выступающих были затронуты темы истории противопожарного общественного движения в Осташкове, архитектурные памятники (пожарное депо), их современное состояние и экспонаты краеведческого музея; добровольчество в этой области в XX веке. Интересно было познакомиться с архивом семьи Пимешковых, четыре поколения которой были связаны с пожарным делом. А доклад начальника пожарной части Николая Зубкова превратился в конференцию — интерес присутствующих к современному состоянию этой структуры оказался чрезвычайно велик. Сообщения были подготовлены Натальей Бодровой, Натальей Артюховой, Владимиром Логиновым, Антониной Охота, Юрием Михеевым и автором этих строк. По традиции, сотрудники библиотеки и музея подготовили выставку документов и фотографий. Обращение к историческим источникам заставило еще и еще раз испытать гордость за наших прадедов – истинных патриотов своего города. «Осташи неравнодушны к делам общественным» — отмечали исследователи уже в первой половине XIX века, и следствием того было создание в городе полезных учреждений, и пожарная команда добровольцев – одно из таких очень значимых. Отстаивая право общества на высокую организацию безопасности, горожане не боялись вступить в тяжбу с городничим, который препятствовал строительству пожарного сарая на площади, добивались от генерал-губернатора разрешения на устройство «тревожной» колокольни. Когда было указано формировать профессиональные команды из числа военнослужащих (за казенный счет), осташи сначала отказались от «федеральных трансфертов» наполовину, а потом и вовсе решили взять дело пожарной безопасности в свои руки. А когда за счет «регионального бюджета» было решено обучить мастерству работы на заливных трубах (помпах), наш доброволец Проскуряков всех заткнул за пояс своими познаниями и был отправлен назад со званием помощник брандмейстера.
Слава об инициативе горожан маленького уездного города Тверской области гремела на всю Россию. И мы еще будем иметь возможность рассказать о благородных порывах наших предков и их разумному воплощению в жизнь на зависть Отечеству.
«Почему осташковская мещанка, кончив дневную работу (большею частию тачание сапог), надевает кринолин и идет к своей соседке, такой же сапожнице, и там ангажируется каким-нибудь галантным кузнецом на тур вальса или идет в публичный сад слушать музыку; а какая-нибудь ржевская или бежецкая мещанка, выспавшись вплотную на своей полосатой перине и выпив три ковша квасу, идет за ворота грызть орехи и ругаться с соседками?» — вопрошал литератор Слепцов, исследуя феномен осташковского городского устройства. Почему именно в Осташкове появилась первая в России публичная библиотека в уездном городе? Он не ответил в своих «Письмах об Осташкове» на эти вопросы. Нам же впору задаваться прямо противоположными: почему наше городское сообщество погрузилось в пучину безразличия, озлобленности? Почему даже по сравнению с соседями (теми же «бежецкими мещанами») мы выглядим более отсталыми в социальном смысле, да и по благоустройству попадаем в самый нижний разряд. Похоже на то, что над нами довлеет какая-то серьезная болезнь, и ее причины не только и не столько в общероссийских бедах.
У меня тоже нет ответа…
Наталья Николаева

Добавить комментарий