Социальная миссия монастыря и котлован в Житном

Признаться, эта статья запоздала, как минимум, на год. И хотя определенные пояснения по поводу расширения территории Богородицкого Житенного женского монастыря давались («Мнение жителей должно учитываться», «К истории вопроса о принадлежности земель полуострова Житное», «Землю тем, кто ее умеет любить» — апрель 2017 г.), все же пришла пора окончательно снять вопросы и рассказать, какие причины к этому побудили и что сейчас происходит на полуострове Житное. Чего следует опасаться и на что надеяться простому обывателю – жителю города или его гостю.

Для игуменьи Елисаветы выделить даже полчаса на обстоятельный разговор – роскошь. Телефон непрестанно звонит, в режиме онлайн решаются сложные вопросы, которые подкидывает жизнь в связи со строительством Православного центра монастыря.
— Так Господь распорядился, что мы наследуем дело заводчиков и меценатов Савиных; Житенный монастырь был ими особо опекаем, на его территории члены семьи находили последний приют. Многие осташи, наверное, знают о большом вкладе этой семьи в развитие кожевенного производства, банковского дела, в городское благоустройство. Благодаря средствам и стараниям Савиных был построен и существовал Дом милосердия, Лариков приют, богадельня общественного банка Савина, школа для бедных. И так получилось, что в наш маленький монастырь, который только-только стал обживать стены обители, потянулись люди, нуждающиеся в заботе, — дети, женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, одинокие старушки. Вот так вместе и прожили эти годы.



Слушаю матушку, и перед глазами первые годы жизни монастырской общины: службы в холодном приспособленном помещении, разруха в бывших цехах маслозавода, залитая машинным маслом земля… И молодые послушницы, прилепившиеся к настоятельнице. Ведь и шестнадцати лет с той поры не минуло! В монастыре сейчас подвизаются 34 монахини, которые несут послушание как на территории обители, так и на пяти подворьях – в Петрикове, Крапивне, Мошенке, Запольках, Ельцах.
— Для Церкви, живущей по законам Христа, важно не только молиться Богу и проповедовать, но и помогать ближнему, творить добрые дела, — продолжает матушка Елисавета. – Недавно Патриарх Московский и всея Руси Кирилл особо коснулся темы социальной миссии.

Спасти жизнь

Церковь откроет приюты для женщин, оказавшихся в трудной ситуации, в каждой епархии РПЦ, обещал Патриарх Кирилл на заседании Высшего церковного совета. «В каждой епархии, — рассказал Патриарх, — есть женщины, нуждающиеся в поддержке, и не только те, которые отказались делать аборт и родили младенца, и им некуда идти, или они подвергаются какому-то несправедливому давлению со стороны родственников. Бывают другие жизненные обстоятельства, когда женщине некуда обратиться. Вот Церковь и должна открыть свои двери и помочь им. Наша задача в том, чтобы в каждой епархии был такой приют», — добавил Патриарх.
(«Российская газета», №106, май 2018 г.)
— Всем женщинам, которые обращаются к нам за помощью, мы даем временный приют, обеспечиваем питанием, их дети получают присмотр, они занимаются с социальными педагогами, учатся, приобретают навыки полезного труда, выступают с концертами. В последние годы, в связи с военными событиями в Донбассе, к нам обратилось несколько семей беженцев. Всем им помогли оформить российское гражданство, многие работают у нас в монастыре. Есть пожилые одинокие люди, которым тоже стараемся дать кров, свою заботу.
Таким образом, монастырь стал центром попечения для нескольких десятков человек – от мала до велика. И учитывая все это, нашлись благодетели, которые решили помочь и создать условия для этой деятельности. В Государственной Думе поспособствовали, нашли подрядчика работ. На выделенные средства, по согласованному со всеми инстанциями проекту, строится Православный центр монастыря.
На наше счастье, с докладом пришёл Александр Огарков, который представляет подрядчика, он руководитель проекта. Мы с ним идем к северо-восточной оконечности монастырской стены, к которой сразу же примыкает забор из профиля. И тянется он до спасательной станции, рядом с которой притулился вагончик-раздевалка лыжников. Неприятный холодок бежит по спине…
Остановка первая: Александр Игоревич знакомит с проектом, который вывешен на ограждении (кстати, с ним может ознакомиться любой желающий).
— Комплекс будет представлять собой историческую часть: Житенный монастырь с храмами (Смоленскую церковь предполагается восстановить со временем), службами. За каменной оградой с северной стороны на вновь присоединенной территории расположится Православный центр из двух трехэтажных зданий: паломнический корпус (отдельно стоящее здание) и здание, в котором разместятся: социальная гостиница «Дочки-матери», детский сад, школа, мастерские. Кроме этого, на этой территории разместятся трапезная и небольшая церковь. Сейчас, как видите, идут работы нулевого цикла. Все работы по возведению зданий будут завершены во втором квартале 2019 года. И уже с апреля будущего года, как только позволит погода, приступим к благоустройству территории и высадке декоративных деревьев. Все коммуникации подведены, будет функционировать модульная газовая котельная, которая обеспечит теплом все помещения в исторической части монастыря и вновь строящиеся объекты.
— Для многих осташей, у которых полуостров Житное – любимое место отдыха, стала неприятным сюрпризом вырубка деревьев и возведение глухого забора. Не согласны и с отчуждением земли в интересах монастыря.
— Отвечаю по порядку. Забор из профиля – это ограждение на время строительства; как, собственно говоря, и положено по всем правилам безопасности. По завершении строительства он будет демонтирован. Со стороны озера, с востока и запада, будет возведен забор с кирпичными столбиками и декоративными пролетами. Территория будет общедоступной! Разумеется, с видеонаблюдением. Ворота наглухо запираться не будут. Между двумя частями – исторической и новой — будет парк для прогулок с дорожками, скамеечками, красивыми фонарями.
Про деревья. Да, несколько деревьев пришлось убрать, в том числе две сосны, которые мешали строительству. Но большинство оставили: и сосны, и липы, и березы. В основном, под вырубку ушел сорный кустарник. Вместо вырубленных деревьев на территории Центра (повторюсь – общедоступной!) будут высажены ценные породы деревьев и кустарников. А наблюдая, какой дивный сад и цветники матушка и сестры сумели разбить в стенах монастыря, можно не сомневаться: через пару лет это будет самое красивое место в Осташкове!
— Но это в будущем, а вот что уже есть в настоящем и работает в интересах всех горожан, — продолжает Александр Огарков, выходя за периметр стройки в сторону пляжа.
Примыкают к монастырским стенам две площадки – общедоступные! Спортивная: снаряды-тренажеры для воркаута плюс заложена волейбольная площадка; установлены теннисные столы. «Поверхность будет заасфальтирована, поверх асфальта — прорезиненное покрытие, по периметру сетка, чтобы не улетал мячик, скамейки», — комментирует руководитель проекта. Еще одну спортплощадку построят через дорогу, на пляже.
А по соседству, рядом с уже работающим залом для игр и концертов (кстати, в момент моего посещения здесь репетировал городской танцевальный коллектив «Реверанс», там же вчера состоялся фестиваль детских коллективов, организовано чаепитие) – детская площадка. Для всех желающих: ребятишки из города и воспитанники монастыря весело играли на ярких конструкциях. Этот уголок также еще требует доработки, но уже действует!
Александр Игоревич, а он имеет художественное образование, участвовал в реставрации Большого театра, других знаковых объектов, — кажется, видит проект во всех деталях. Продолжая мысль настоятельницы о преемственности социальной миссии, он убежден: обустройство полуострова – это возрождение дела осташковских меценатов, обретение потерянного «маленького рая», каким этот уголок виделся даже скептически настроенным разоблачителям «осташковского феномена».
«Иду к оконечности города, вдавшейся в озеро,… вплоть до самой дамбы, ведущей из города на Житный остров. Подхожу к Житному острову, — при входе опять ерши! Впрочем, на столбах, кроме ершей, надписи. На правом написано: «Покорнейше просят цветов и деревьев не ломать и собак не водить». «Кто нарушает правила, установленные для общего блага, тот есть общий враг всех». А на левой стороне: «Кто умеет уважать себя, тот умеет дорожить благоустройством общественным».
Часть острова, ближайшую к городу, занимает монастырь с огородом и памятником потомственного почетного гражданина и коммерции советника Кондратия Алексеевича Савина, отца нынешнего градского главы. Другую половину острова занимает сад, разбитый необыкновенно затейливо, с павильонами и мостиками в виде колеса, до такой степени красивыми и крутыми, что по ним даже и ходить нельзя, с прудами величиною с порядочную лоханку, башенками и проч. Есть даже домик для пустынника, оклеенный берестой, в котором живет сторож. Я зашел в одну беседку, стоящую на самом мысу, а из нее по лесенке взобрался в павильон, — и опять вид на город и окрестные острова, и еще лучше, нежели с моста.
— Кто так искусно устроил все это? — спросил я гулявшего по саду монаха.
— Это все Федор Кондратьевич занимаются, дай бог им здоровья, — отвечал монах. — Здесь у нас прежде рощица была, самая жалкая рощица; признаться, не так чтобы горазно было. По праздникам чернять гулять к нам ходила, да больше всё пьяные, — безобразно. Ну, а Федор Кондратьич нам садик развели, будочек понастроили, деревца насадили, кусточки: ишь ты как горазже пригляднее стало, как можно. Гулять теперь к нам все больше господа ходят, особливо летом.
/Пока монах ходил за чернилицей/, я опять загляделся на озеро и заслушался шума набегающих волн. Монастырский сад лучшее место в Осташкове, да и не в одном Осташкове: не хочется уйти»…

Василий Слепцов «Письма об Осташкове» (впервые опубликовано в журнале «Современник», 1862).

Поясняя детали проекта, отвечая на волнующие горожан вопросы, мои собеседники говорили: «Стройка всегда пугает, раздражает. Надо немного потерпеть и верить, что всё задуманное будет сделано для общей пользы».
Перефразируя поэта, скажем: для веселия (и оптимизма!) наша малая родина «мало оборудована». И всё-таки, может быть, настало время верить в лучшую участь нашего края?

Наталья Николаева

Добавить комментарий