О славном прошлом и музейном будущем
в преддверии 175-летнего юбилея

Уже без малого десять лет местные общественники пытаются сохранить здание пожарной каланчи. Архитектурный памятник давно находится в плачевном состоянии. Будучи же оставленной пожарными, уникальная достопримечательность может и вовсе исчезнуть.

Попытки спасти памятник архитектуры прежде не увенчались успехом, а многочисленные обращения в местную администрацию и в адрес региональных властей остались без должного внимания. С приходом же нового руководства округа ситуация может измениться. Во всяком случае, есть положительные сигналы, которые были услышаны.


Так, в своем ежемесячном отчете глава округа Алексей Титов сообщил, что по обращению представителей осташковской общественности о спасении памятника – пожарного депо и колокольни, направлен запрос в областные структуры о переводе здания в муниципальную собственность.


– Надеюсь, что возражений не последует, и тогда при спонсорской поддержке мы сможем сохранить уникальный памятник истории и создать там музей пожарного дела, – сообщил в начале августа Алексей Титов.


Пропустить это сообщение, не придав ему необходимую значимость, мы не можем. Как и всякий неравнодушный житель округа, сотрудники редакции понимают, сколь значимо это архитектурное сооружение для истории города и какой нереализованный потенциал для повышения туристической привлекательности округа в нем кроется.


Символ добровольчества


Город Осташков относится к малым историческим городам России и сам по себе является памятником грандиозных градостроительных преобразований Екатерининской эпохи, когда более 100 губернских городов были перепланированы и практически заново перестроены. В его черте до сих пор сохранились архитектурные памятники XVII-XIX веков. Их дальнейшая судьба туманна, но на благополучный исход в части сохранения наследия без активного вмешательства региональных и федеральных властей, без привлечения социально ответственных инвесторов рассчитывать не приходится.


Среди таких памятников особое значение для Осташкова имеет деревянное здание пожарной каланчи и каменного пожарного сарая, которые требуют незамедлительной консервации. Пожарная каланча должна стать символом добровольчества, так активно популяризируемого правительством страны. Само же здание может вновь стать украшением исторического центра города, местом расположения музейного комплекса и аттрактором для многочисленных туристов. Такой потенциал в нем заложен самой историей.


История доблести и отваги


В 2011 году в «Московском журнале» в разделе «Русская провинция» при поддержке местных краеведов Льва Рыбакова и Натальи Артюховой вышла большая публикация об Осташкове. Значимое место в ней занимают строки, посвященные каланче.

Из публикации следует, что пожары в городе случались нередко. В конце XVIII века на тушения ходили с баграми, ухватами и ведрами. В 1822 году Городское осташковское общество обнародовало «график явки» населения на пожары с необходимыми средствами пожаротушения, а городская Дума подписала соглашение с тридцатью жителями о предоставлении ими в этих случаях лошадей, за что указанные лица освобождались от воинского постоя.


В конце концов горожане выступили с инициативой учредить пожарную команду на общественных началах, что и произошло 21 декабря 1843 года. Большую роль в ее становлении и развитии сыграл Фёдор Кондратьевич Савин – потомственный почетный гражданин, владелец самого крупного в Осташкове кожевенного завода, возглавивший городское самоуправление в 1850 году. Пожарная команда была его любимым детищем. В числе прочего при нем город приобрел пять заливных труб и содержал 47 пожарных. Появилась должность брандмейстера. Членам команды разрешили носить форменные фуражки с галуном – предмет особой гордости; десятилетний стаж отмечался выдачей кокарды на фуражку и аттестатом от городской Думы. Впоследствии осташковские огнеборцы высочайшим повелением не раз удостаивались золотых и серебряных медалей.


Авторитет попечителя команды среди ее членов был так велик, что по слову Фёдора Кондратьевича они проявляли поистине чудеса храбрости и отваги. Ф. К. Савин лично присутствовал на всех выездах, он даже умер при исполнении общественного долга: 16 мая 1890 года, распоряжаясь на пожаре, скончался от сердечного приступа. В Осташкове сохранилась поставленная в память о том пожаре часовенка.


В 1868 году Осташков вновь горел. Началось с бани, далее огонь перекинулся на дом некоего Кисельникова и угольный склад; сильный ветер начал разносить уголья с такой быстротой, что в центральной части города одновременно занялись десятки строений, кельи и храм Знаменского женского монастыря. Пламя бушевало в течение многих часов. Пожарная команда в силу своей малочисленности не могла справиться с ним… Этот случай послужил поводом к увеличению численности пожарной команды и существенному обновлению инструментария.
В 1869 году на торговой площади вместо сгоревшего построили новое каменное пожарное депо с деревянной каланчой.


Не повод, а долг чести


175 лет назад в Осташкове была создана добровольная пожарная дружина – первая непрофессиональная пожарная команда в России! Осташков по праву гордится этим историческим фактом. Мы должны встретить этот юбилей достойно и предпринять все возможные шаги для сохранения памятника.


Для ряда местных общественников, во главе с членом президиума совета ветеранов Юрием Михеевым, грядущий юбилей – не просто знаменательная дата. Это повод напомнить о долге чести. Уже много лет общественники пытаются сохранить не просто архитектурный памятник, но саму память о проявлениях мужества, бескорыстия и отваги.


С практической же точки зрения, по словам Юрия Михеева, отреставрированное здание каланчи могло бы стать музеем.
– Экспозиция могла бы рассказать об истории Осташковской добровольной пожарной команды, – говорит Юрий Михайлович. – Она также сможет решать задачи противопожарного просвещения, особенно среди детей и молодежи.


Музейный комплекс


Здание пожарной каланчи является объектом культурного наследия федерального значения, памятником архитектуры и входит в комплекс зданий «Образец жилой застройки улицы, 2-я пол. XVIII — сер. XIX вв.». Ответственность за содержание лежит на собственниках.
Здание находится в собственности РФ и, если следовать логике письменного ответа экс-главы района Михаила Тузова на обращение Михеева от 2013 года, передано в оперативное управление второго отряда федеральной противопожарной службы Тверской области. То есть, значимое для истории здание не является бесхозным, но все это время содержалось ненадлежащим образом.


Предпринимала ли предыдущая администрация попытки сохранить пожарную каланчу, мы не знаем. Если предпринимала, то полезно было бы понять, почему они не увенчались успехом. Мы же обратились к тем, от кого сегодня может зависеть будущее памятника архитектуры – к администрации Осташковского городского округа в лице заместителя главы округа Илье Иванкину.


– Всем в администрации сейчас понятно, что пожарная каланча относится к лицевой части города, которую нам хотелось бы восстановить и сделать максимально привлекательной, – рассказывает Илья Иванкин. – В первичный культурный каркас, который мы планируем активно разрабатывать, входит городской парк и бульвар на улице Евстафьевской. В прилегающей к парку зоне находятся театр, музыкальная школа, часовня и прочие культурные и исторические объекты. В этот каркас нам, безусловно, хотелось бы включить и здание пожарной каланчи.


– В своем ежемесячном отчете глава округа Алексей Титов сообщил, что администрацией уже даже направлено некое письмо…
– Администрация направила письмо в комитет по культурному наследию с предложением передать этот памятник в ведение нашего муниципалитета. Возражений пока нет. По первичной информации, передача возможна, но мы ждем официального ответа.
– У вас есть какое-то понимание, что будет со зданием в случае его возвращения?
– У нас довольно остро стоит проблема с размещениями музеев. Мы планируем пре-
вратить здание пожарного депо и прилегающую территорию в выставочное пространство. В музейном комплексе могут быть размещены как некоторые отделы существующих музеев, так и музей пожарного дела. Кроме того, здание располагает к тому, чтобы это был не просто музей с постоянной экспозицией, но и пространство для проведения концертов и временных выставок. Активность должна быть постоянной.
– Вы по образованию архитектор, что-то можете сказать о текущем состоянии здания?
– Считаю, что конструктивное состояние первого этажа не вызывает тревоги и, скорее всего, его реконструкция не потребуется. Чего нельзя сказать о деревянной части здания и самой каланче. Нужно внимательно все проанализировать, но, думаю, что без глубокой реконструкции здесь не обойтись.
– Сохранятся ли в случае передачи пожарной каланчи в муниципалитет все закрепленные за ней статусы? И можем ли мы рассчитывать на вступление в программы?
– Все статусы сохраняются. Мы постоянно мониторим, что происходит в Министерстве культуры. Как только появятся программы, связанные с нашей проблематикой, мы обязательно в них включимся. Такую возможность мы не потеряем.
– За ненадлежащее содержание памятников архитектуры существуют штрафы, не выйдет ли так, что муниципалитет, получив здание в ведение, тут же на них нарвется?
– Именно поэтому еще до начала возможного перевода мы активно занимаемся выработкой программы по восстановлению здания пожарного депо и поиском средств на эти цели. С одной стороны, нам не выгодно брать дополнительные обременения, но нужно понимать, что речь идет о наследии округа, которое является большим бонусом для привлечения туристов и экономического развития округа.
– Инвесторов ищете со стороны или среди тех, кто уже работает на территории округа?
– Прежде всего, ищем инвесторов внутри округа, потому как они должны быть первыми интересантами в этом деле. Их благополучие во многом зависит от того, будет ли округ привлекателен для туристов. Без развитой инфраструктуры и бизнес не получит толчка для развития. Эту простую мысль мы и пытаемся донести до предпринимателей.
– Спасибо за интервью. Надеемся, что совместные усилия администрации и активных общественников принесут свои плоды, а социально ответственный бизнес не останется в стороне от решения наших общих задач.


Андрей РЯБОЧКИН
при подготовке материала
использовалась публикация
из «Московского журнала», а также
сведения из обращений Юрия Михеева

Добавить комментарий