Паруса на плесах Селигера

Опубликовано 14 Июл 2017. Автор:

Древнейшее изобретение человечества – его величество Парус. Кто, когда и где его изобрел – неведомо и по сей день. На Селигере парусные суда появились, вероятнее всего, одновременно с заселением этих мест нашими предками. Многим жителям нашей страны известно, что озеро Селигер – это судоходная акватория, которая с момента возникновения первых поселений человека на берегах озера и по настоящее время используется для хозяйственных целей и отдыха.

В давние времена, ставшие уже историей селигерского края, суда ходили исключительно под парусом и на веслах. Древний торговый водный путь, проходивший по Селигеру, способствовал развитию края. А как можно было тогда преодолеть большие расстояния по воде? Только под парусом на парусно-весельном судне, лучших способов не существовало.
Местные рыбаки тоже охотно пользовались парусными лодками, о чем есть много документальных материалов. Парус помогал рыбакам и путешественникам, куда без него…
С появлением парового двигателя хозяйственное значение парусных судов, особенно на малых внутренних водоемах, ушло на второй план. Пароходом лучше и удобнее перевозить грузы, отсутствие ветра теперь не помеха, а преимущество.

История оставила нам свидетельства пароходного движения на Селигере. Но и парусные суда никуда не исчезали в то время с просторов Селигера.
«Поднять паруса!» Что сегодня для нас это значит? Чем парус нам может помочь?
Парусное судно сегодняшнего дня – это судно для отдыха на воде и занятий спортом. Это красота, романтика, отдых от городской суеты, здоровье, позитивные эмоции и заряд бодрости. Спортивная парусная лодка добавляет еще и острых ощущений. Борьба с сильным ветром, волной и соперником на дистанции – все это в радость.
Справедливости ради надо вспомнить, что в 30-е годы прошлого века на Селигере было положено начало водному парусному туризму. Рядом с деревнями Неприе и Бараново летом 1934 года был открыт крупнейший по тем временам туристический комплекс – Селигерский туркомбинат ТЭУ ВЦСПС. Была построена водная станция, палаточный городок, хозяйственные помещения.
Коллектив Селигерского туркомбината сыграл немаловажную роль в деле пропаганды паруса и развития парусного туризма. В те годы еще не было московских водохранилищ и нынешних яхт-клубов на них, не были восстановлены после разрухи, которую принесла гражданская война, дореволюционные яхт-клубы.
В момент открытия комбинат располагал одним швертботом М-20, двумя малыми швертботами и десятком байдарок. Энтузиастом паруса В.И.Брызгаловым была организована судоверфь, на которой началось строительство новых парусных судов и байдарок. Флот водной станции пополнился и привезенной из Ленинграда крейсерско-гоночной яхтой типа Л-45.
Под руководством инструкторов туристы изучали курс лоции Селигера, знакомились с устройством парусных судов. Совершались одно- двухдневные походы под парусом. Были и недельные походы по Селигеру.
Эти походы дали закалку многим туристам, воспитали новых яхтсменов. Известно, что трехкратный чемпион Москвы в самом массовом тогда гоночном классе «М-20» К. Александров (победитель в 1937, 1938 и 1939 гг.) получил на Селигере первую парусную практику.
В 1935 году был утвержден значок «Турист СССР». Одними из первых его получали туристы, прошедшие парусную практику в Селигерском туркомбинате. Комбинат имел большие планы по развитию парусного флота и вовлечению большего числа трудящихся СССР, отдыхающих на Селигере.
Пришедшая на берега Селигера война все разрушила. Не вернулись с войны многие сотрудники туркомбината, в том числе начальник водной станции В.С.Добрынин.
В послевоенное время турбазы Селигера не смогли возродить парусный и байдарочный флот.
К сожалению, ситуация с парусным флотом на Селигере печальная и ныне. Проплывая по селигерским плесам сегодня, очень редко можно встретить парусное судно. Существующие на берегах озера базы отдыха имеют в своем распоряжении преимущественно моторные и весельные лодки разных классов. Этот «разнокалиберный флот» не способен охватить всех желающих провести полноценный качественный отдых на воде, совершить длительное водное путешествие по Селигеру. О проведении каких-либо парусных регат на Селигере сегодня речь вообще не идет.
Понятно, что создать парусный флот, грамотно и безопасно его эксплуатировать непросто – все это требует затрат, знающих специалистов, энтузиастов парусного дела. Но, как гласит японская поговорка: «Не бойтесь двигаться медленно, бойтесь стоять на месте».
Не перевелись энтузиасты парусного дела и на Селигере. Яхт-клуб «Паруса Селигера», основанный на озере в 2012 году, является продолжателем тех добрых дел, которые начинал в прошлом веке В.И.Брызгалов, опытный судостроитель маломерного флота, большой любитель паруса.
К этому движению начинает присматриваться малый бизнес. Санкт-Петербургское предприятие с объясняющим все названием — верфь «Селигерские лодки» намерено возродить традиции маломерного судостроения на Селигере и тем способствовать развитию парусной культуры на его просторах.
Как писал в своей книге «Парус — моя жизнь» адмирал советского флота, профессор, яхтенный капитан и мастер спорта Ю.А. Пантелеев: « …парус — это изумительно… Ветер в лицо, соль на губах, белый парус в солнечных бликах, румпель или шкоты в руке и в тишине журчание воды за кормой… Что может быть прекраснее?»
Есть надежда, что энтузиазм ветеранов — моряков плавсостава кораблей ВМФ СССР и России, морского и речного флота поможет возродить на Селигере морскую парусную культуру, как часть культуры общечеловеческой. Социальные последствия этой созидательной инициативы просматриваются только позитивные.
Увеличение числа парусных судов на Селигере способно внести свой вклад и в экономическое развитие края, как зоны массового водного туризма. Над этим надо задуматься и властям всех уровней. Надо приложить усилия, чтобы сделать это направление развития интересным малому бизнесу, присмотреться к опыту наших соседей в России и за рубежом. На голом энтузиазме ветеранов флота и волонтеров движение вперед будет медленным. Что делать – понятно, надо только не бояться работать в этом направлении.
Давно пришло время «…собирать камни…».

Игорь Кокоулин,
яхт-клуб «Паруса Селигера»

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.