Куда приведёт закон?

В конце мая автор расследования варварских рубок на территории Осташковского городского округа передал лично депутату Государственной Думы РФ Валерию Иванову все имеющиеся материалы по теме, а также обращение с просьбой помочь остановить хищническое разграбление природных достояний территории. Получен первый ответ.

Пока, к сожалению, порадовать читателей, переживающих вместе со всеми жителями округа за судьбу нашего леса и заповедных мест отдыха, нам нечем. Обращение с материалами, которые были опубликованы ранее в статьях газеты «Селигер», было направлено депутатом Государственной Думы в Генеральную прокуратуру РФ. Та, в свою очередь, спустила его в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру. Также по цепочке вверх должны будут отправиться ответы. Кроме того, по имеющейся у нас информации, материалы запросили областные правоохранительные структуры. Как говорится, началось довольно серьезное шевеление. Вот только больших надежд на удачный для округа исход у нас все еще нет. И далее мы попробуем объяснить почему.

В лесничестве всё спокойно

Вероятно, можно было временно приостановить наше расследование и дождаться ответа из Государственной Думы, но оставаться в стороне, когда варится вся эта каша, трудно. Без присмотра она может убежать, пригореть, а нам, так или иначе, её потом кушать. Поэтому, действуя на опережение, мы направились за ответами к тем, кого напрямую или косвенно касается эта тема. Нет, на этот раз не к рядовым жителям, фермерам и сельским главам, а к представителям уполномоченных органов, коим, скорее всего, и придется давать ответы вышестоящим инстанциям.
В кабинете начальника Осташковского лесничества Тверской области Михаила Владимирович Горского визиту прессы были не особенно рады. Начальник и сотрудница суетливо перекладывали бумаги, всем видом показывая, что им не до нас и нам лучше скорее покинуть кабинет.
– Мы хотим получить у вас разъяснения по двум темам: рубка леса на территории земель сельхозназначения и рубки вообще без всяких аукционов и правоустанавливающих документов…
– Что касается лесного фонда, то у нас происходит всё на законных основаниях, – резко отрезал Горский. – К сельхозке же мы никакого отношения не имеем. Там всё пилится без нашего ведома и согласия. Мы не знаем, кто и чего… Наши полномочия четко разграничены. Все инспекторы работают на территории государственного лесного фонда. Те рубки, о которых вы рассказываете в своих публикациях, находятся на землях относящихся к ведению нашей администрации. Так что и ответственность вся лежит на ней. Мы же о всех случаях рубок сообщаем в прокуратуру и в администрацию округа, – на этих словах Михаил Горский продемонстрировал толстенную папку с сообщениями о рубках на землях сельхозназначения за последние полтора года.
– Мы поняли, что это не совсем ваша компетенция, но чисто по- человечески у вас есть какое-то свое отношение к этому безобразию?
– Мы не правомочны давать оценку: преступление это или нет. Это действительно не наша компетенция. О случаях мы сообщаем, а там…
– А нанесенный ущерб вы подсчитываете?
– Ущерб на землях сельхозназначения администрация считает самостоятельно. Да, они к нам обращались, когда не умели этого делать, но теперь-то научены. У них должна быть своя методика, отличная от нашей, применительной к лесному фонду.
– И все же, как вы считаете…
– Поймите, как гражданина, меня это всё сильно возмущает. Но я — лесной инспектор, и если полезу в эту сельхозку, то те «хорошие» люди, которые ее пилят… У них есть деньги, адвокаты… Меня еще привлекут за превышение должностных полномочий.
– Но делать-то что-то надо!
– После ваших публикаций резонанс пошел. Работают тверские службы. Запрашивают документы. Следственные органы работают. Работают намного дальше. Вроде как пытаются установить, кто вывел земли из лесного фонда.
Руководитель лесничества Светлана Николаевна Смирнова, в ведении которой находятся территории лесных фондов Осташковского, Пеновского и Селижаровского районов, встретила нас куда более радушно. Говорила она смело и открыто.
– Что касается вырубок на землях сельхозназначения, то я считаю, что незаконно они все это пилят. Мы о каждом факте сообщаем в администрацию округа, в природоохранную прокуратуру и прокуратуру города, в полицию… Пишем служебную записку министру. Всё фиксируем.
– С лесным фондом, как мы услышали от вашего коллеги, всё в порядке?
– Да, у нас здесь все строго регламентировано. Практически все земли лесничества на территории трех районов находятся в аренде. У арендаторов есть своя расчетная лесосека, за которую они платят арендную плату. Объемы рубок не превышают установленных. Количество же незаконных рубок, как я считаю, в последние годы снизилось.
– Как вам кажется, какой может быть выход из ситуации с рубками на землях сельхозназначения?
– Если земли по факту залесены здоровым лесом, то их необходимо переводить в лесной фонд. Но этим тоже должно заниматься не лесничество, а администрация округа.
– Могу предположить, что процессуально это долго и дорого.
– Да, это непростая процедура и я предполагаю, что затратная. Необходимо обследовать сотни гектаров, провести лесоустройство, сделать квартальную сеть, столбы, просеки…
Мы уже собирались покинуть кабинет руководителя лесничества, когда Светлана Смирнова добавила одно, но очень важное замечание.
– Я вот еще что хочу сказать: это ведь не по всей Тверской области происходит. В некоторых районах такого нет. Потому что в отдельных муниципалитетах сидят ответственные главы и они просто-напросто не продают так массово сельхозку.
Тут мы считаем важным внести уточнение: когда в публикациях мы ведем речь о выставлении земель на аукцион за смехотворные суммы, то речь идет о деятельности отдельных бывших глав Осташковского района. Насколько нам известно, действующий глава округа Алексей Титов продажами земель за бесценок не увлекается, что из раза в раз подтверждают и наши собеседники.

Камень преткновения –
пленума постановление

Не ограничившись посещением лесничества, мы направились в природоохранную прокуратуру, где в ходе общения с прокурором Сергеем Прокофьевым и его заместителем Александром Рыбниковым убедились в правильности сделанных нами ранее выводов касательно того, как лесорубам удается уйти от ответственности.
Для понимания этого вопроса следует обратиться к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. №21 г. Москвы «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования».
В пункте 15 постановления значится, что «Предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений и уничтожение или повреждение лесных насаждений – прим. ред.), являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом, не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Не относятся к предмету указанных преступлений, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение, при наличии к тому предусмотренных законом оснований, могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества».
Получается, что в части вырубок на землях сельхозназначения все упирается в постановление пленума Верховного Суда. Без изменений в законе или пересмотре Верховным Судом своей позиции по данному вопросу кардинально переломить ситуацию с вырубками не получится. Процесс не остановить без привлечения к уголовной ответственности виновных и изъятия техники. Это нам подтвердили и в природоохранной прокуратуре.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий