Рождение этого театра было предопределено,
а, значит, не может быть иначе

Маленький школьный театр под руководством Марии Тихомировой давно стал важной частью культурных и театральных традиций Осташкова. Поэтому мы вырвали на несколько минут из бурной гимназийной жизни его режиссера и расспросили о том, как же рождался «Спутник» и какие события этому благоволили.

Фамилия на афише

– Когда-то в школе, в девятом классе, я писала сочинение, — рассказывает Мария Тихомирова. — Посвящено оно было моей любви к театру, а в конце была такая фраза: «Надеюсь, что когда-нибудь на афише города Осташкова появится моя фамилия». Но тогда я и представить не могла, что буду режиссером.
В общем, это такая случайность, которая произошла со мной. В 1995 году в качестве лаборанта в кабинете химии я оказалась в этой школе. Два года работала на этой должности, пока директор Вера Ивановна Шарникова не прознала, что я занимаюсь у Сергея Евгеньевича Тихонова в театре.

«Маша отличалась
органичностью»

Прежде чем Мария продолжит свой рассказ, считаем необходимым переместиться в небольшую каморку под лестницей в Районном доме культуры, где упомянутый ею Сергей Тихонов уже не одно десятилетие меняет судьбы людей, вовлекая их в театральное творчество. Как вы уже поняли, и в жизни юной Маши в определенный момент он сыграл ключевую роль.
– Да, Маша начинала здесь как артистка, – рассказывает режиссер Народного театра Сергей Тихонов. – В 13 лет она пришла в наш театр. Вот стенд с её первой ролью зайца в спектакле «Лесная песенка». Группа девчонок, в числе которых была и Мария, пришла ко мне с подачи Лидии Андреевны Павловой. Я решил попробовать вырастить свой коллектив из юных ребят.
– Маша отличалась необычайной живостью и органичностью. Игривая, веселая и задорная. При этом очень увлеченная и ответственная. Первую главную роль сыграла уже в третьем спектакле. Это была постановка «Мудрость доброты». В этом спектакле были вокальные партии, и тогда я обнаружил, что у Маши, исполнявшей роль Принцессы, ко всему прочему хорошие вокальные данные. Всего, до того как стать режиссером, Мария занималась у меня около 12 лет.
Приняв во внимание дополнение Сергея Тихонова, вернемся к нашей героине.

К этому предложению
вела судьб
а

– Так, благодаря своему увлечению, я сперва получила предложение помочь в организации празднования Нового года, а затем – занять должность вожатого (это то, что теперь традиционно называется организаторской работой во внеклассное время, — прим. ред.). Вскоре мне последовало еще одно интересное предложение, к которому, вероятно, все это время и вела меня судьба. Вера Ивановна предложила мне создать на базе школы театр. Я согласилась и очень благодарна ей, что она заметила меня и мои подлинные интересы.
Так в 1997 году при школе начала свою работу театр-студия «Спутник». Ну, а я уже в более зрелом возрасте закончила Тверской колледж культуры имени Н.А.Львова, окончательно избрав для себя дело всей жизни. За два десятилетия существования нашего театра мы подготовили 17 постановок. Кроме этого, каждый новый год мы показываем Новогодние представления – это полноценные спектакли с конкурсной программой и импровизационной составляющей.

От детских сказок
к взрослым темам

– Помните свою первую
постановку?

– Да, конечно! Уже через год после создания театра, в 1998 году, мы показали наш первый спектакль и даже попали с ним на фестиваль в Торжок, где получили диплом третьей степени. Это была «Сказка про зайца с отстегивающимися ушами».
– Премьера вашего нового спектакля «Беда от нежного сердца» состоялась совсем недавно в рамках фестиваля театрального искусства. Как она прошла?
– Мы показали водевиль. Я и забыла о том, что это очень сложный жанр. Мне казалось, что это будет 40-минутный пустячок, который можно сделать довольно быстро. Рассчитывали показать этот спектакль уже в апреле. Но когда мы принялись за работу… Нам важно было сохранить присущие жанру легкость, комедийность и некоторую гротескность, но не скатиться при этом в пошлости. Работать над некоторыми сценами было очень сложно. За время репетиций было разбито две вазы, набито 10 синяков и одна шишка, а также протерты до дыр брюки в количестве одной штуки.
– Мы вспомнили два спектакля, обрамляющих путь вашего театра в два десятка лет. Наверняка у вас в репертуаре есть какие-то постановки, которые особенно дороги вашему сердцу?
– В начале нашего пути мы ставили в основном детские сказки. Первым же серьезным взрослым спектаклем, рассказывающим о периоде молодости наших родителей, стал «Чебурашка». В нем было задействовано много ребят. Постановка строилась на песнях Андрея Макаревича и группы «Машина времени». Их исполнила наша школьная группа.
Вторым таким спектаклем, который я давно мечтала поставить, но не находила сценария, стал «Завтра была война». Подходящий сценарий я так и не нашла, поэтому мне пришлось, пересилив себя, самой сесть за работу над ним.
– Могу предположить, что работа над такими постановками оставляет след в душах ваших юных актеров. Вы замечаете, как занятия в театре их меняют?
– Есть такая замечательная фраза: человек, взявший в руки скрипку, никогда не совершит дурного. И я надеюсь, что наши занятия меняют ребят в лучшую сторону. Театр воспитывает и прививает качества, которые пригождаются и в повседневной жизни. Он прежде всего учит сопереживать и сострадать людям.

Большая театральная
семья

– За двадцать лет существования ваш театр снискал искреннюю любовь осташей. Ваши постановки завоевывали лауреатские звания, в том числе и на областных фестивалях. Вам есть чем гордиться. В ваш юбилей мы желаем вам новых побед, интересных постановок, вдохновения и чтобы вашим персональным спутником всегда была удача.
– Мне, в свою очередь, хочется поблагодарить человека, который меня подтолкнул на этот непростой, но интересный путь – Лидию Андреевну Павлову. Она познакомила меня с Сергеем Тихоновым. Ну и, конечно, огромное спасибо Сергею Евгеньевичу за то, что он столько лет был нам не просто руководителем, но другом, с которым мы могли поделиться чем угодно. Много лет он помогает нашему театру. Всегда готов дать ценный совет. Надеюсь, что он нами гордится. Также хочу поблагодарить педагогов нашей школы, которые безвозмездно помогают нашему театру: Марину Михайлову (помощь в оформлении спектаклей), Сергея Абакшина (изготовление декораций), Ларису Сотник (костюмы, прически).
Ну и, конечно, мне хочется как-то отметить ребят, которые занимаются в нашем театре и особенно ему преданы. В нынешнем составе это: Анастасия Полякова (занимается уже 6 лет), Андрей Павлов (4 года), Елизавета Кошкина (3 года), Анастасия Шуваева (2 года) и Валерия Королева (первый год). Также не могу не вспомнить о ярком, дружном коллективе, который, не побоюсь этих слов, стал мне практически семьей. Это актеры прошлых лет: Наташа Никитина, Валерия Рыжова, Ирина Марковская, Елена Кабанова, Алексей Ищенко и другие.

«Дети чувствуют её дар»

Попрощавшись с театром «Спутник», мы вновь обратились к наставнику Марии Тихомировой, чтобы получить ответ на поставленный ею вопрос.
– Уже самый первый опыт Марии на поприще режиссера оказался удачным, – не скрывая гордости за свою воспитанницу рассказывает Сергей Тихонов. – В каждом актере она сохраняет его индивидуальность, характер, типаж. Это очень важно. Благодаря этому все герои её постановок такие разные и
интересные.
– Я смотрел все её спектакли. Мне хорошо запомнилась её постановка «Кукареку», очень понравились литературные спектакли по Маршаку и Хармсу. Ну, а что касается последних постановок, в которых она берет уже совсем не детские, а сложные общечеловеческие проблемы, то в них Мария полностью раскрыла себя как самодостаточный, опытный, тонко чувствующий материал режиссер. Я вижу, как к ней тянутся дети. Они чувствуют её дар. Это дорого стоит.
– Я желаю Марии и театру «Спутник» дальнейшего творческого роста, не остывающего энтузиазма, хороших пьес и чтобы на постановки всегда приходил понимающий зритель!


Беседовал
Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий