Мы приехали в небольшую деревеньку Заречье, где на сегодняшний день проживает всего около 330 человек. Не без труда нашли небольшой выцветший зеленый одноэтажный домик, окруженный забором – здание местной школы. Оно то ли отметило, то ли вскоре отметит своё 118-летие. Внутри оказалось довольно уютно и, что совсем удивительно для замерзающих в своих квартирах осташей, тепло. Натоплена печь. В домике располагаются пищеблок, учительская и один класс.
Раздался звонок, но из класса вышло всего три ученика. Передо мной же оказался молодой учитель. Синий пиджак, белая рубашка, галстук с зажимом и очки – во всем строгость и аккуратность. Он скорее походил на среднего звена руководителя какой-нибудь крупной столичной компании, чем на сельского учителя. Прибавьте к этому необычайную воспитанность. В данных обстоятельствах, как бы это точнее сказать, учитель казался даже чрезмерно интеллигентным и аккуратным, что невольно вызывало улыбку. Его внешний вид резко контрастировал с окружающим деревенским колоритом, взывающим к большей практичности в одежде.
Иван Извеков является директором зареченской школы, единственным её педагогом, а когда надо и дровишек в печь подкинуть может. До августа этого года проживал в Твери. Кроме него здесь работают два сторожа, техничка и повар. Покинувшие класс ученики – это все имеющиеся воспитанники на этот год.
– В 2013 году я окончил Тверскую государственную сельскохозяйственную академию, получив специальность биотехнолог, – рассказывает Иван. – Сейчас учусь на третьем курсе в Старицком педагогическом колледже. Сюда меня пригласила начальник отдела образования Ольга Юрьевна Васильева. Познакомился с ней в Твери на курсах повышения квалификации. На предложение я ответил, что мне нужно подумать. Подумал. Приехал посмотреть, что здесь. Снова подумал…
Из областного центра Иван поехал в маленькую деревню. В Твери осталась жена. Они навещают друг друга по выходным. Кстати, до переезда Извеков работал в детском санатории «Прометей» старшим педагогом (что-то вроде завуча в школе). Попал туда в качестве воспитателя, будучи еще студентом академии. Так что некий опыт у него уже был, и браться с ним за новое дело было не так страшно.
Конечно, вам должно быть любопытно, как перенес резкие перемены и относительную, но все же, изоляцию учитель из Твери? Как живется ему вдали от друзей и родных?
– Звонки, социальные сети, скайп и все прочие средства интернет-коммуникации здесь доступны, – отвечает Иван. – Совсем от мира я не оторван. Да, круг живого общения здесь пока не нашел. Впрочем, и времени особо на это нет. Всё оно посвящено школьным делам: подготовке к урокам, здесь посчитать, там посмотреть. Домой ухожу значительно позже пяти, когда солнце уже давно село. Когда были выборы, я все же успел поверхностно познакомиться с местными жителями.
Несмотря на очевидные трудности, чемоданов в углу его кабинета вы не обнаружите. Сам Иван уверенно отвечает, что желания бежать из деревни у него пока не возникало. В кабинете же можно заметить синтезатор.
– Среди прочих дисциплин преподаю музыку, – рассказывает сельский учитель. – Окончил музыкальную школу. Играю на гитаре и синтезаторе.
Музыкой сейчас Иван занимается исключительно для подготовки к уроку. Других увлечений в деревне не имеет.
– Активно изучаю окрестности, – говорит Иван. – Люблю совершать пешие прогулки. Природа здесь хорошая. Дышится легко.
О том, с какими неожиданностями пришлось столкнуться, став сельским жителем, Извеков поведал следующее: «Хлеб сюда привозят два раза в неделю. Можешь прийти в магазин и узнать, что его нет. Приходится подгадывать. Я к такому не привык. До сих пор не могу свыкнуться».
И все же, по словам самого Ивана, больше всего ему не хватает общения.
В целом же будни и быт сельского учителя вполне налажены. Класс оборудован проектором, компьютером и прочими атрибутами современной школы. Дети здесь ничем не уступают тверским. Разве что чуть добрее. Живет Извеков в квартире трехэтажного панельного дома (в поселке имеется и такой). – Условия вполне приличные, – говорит он. – Есть газ, свет, водопровод. Отдел образования без внимания не оставляет. Звонят, спрашивают, интересуются.
Мы же поинтересовались, как молодой учитель относится к современным реформам образования.
– Чем дальше, тем лучше. Появляются новые виды уроков. Внедряются современные технологии. Но сейчас много различных программ и учебников. У всех них есть свои плюсы и минусы. Хотелось бы, чтобы всё это привели к единообразию. А то ведь бывает так, что один учебник противоречит другому. Это серьезная проблема.
Заключительный вопрос был задан с большой осторожностью. Возможно, его вообще не следовало задавать, но удержаться было трудно: вы слышали о Илье Фарбере?
– О ком? – Иван не слышал о нем. Пришлось в общих чертах познакомить его с громким процессом.
– Меня приняли хорошо, – ничуть не испугавшись, заявил Иван Извеков. – Наша деревня тихая, мирная и спокойная. Будем учиться, стараться. Где-то, возможно, будет трудно – этого никто не отрицает.
На этом наше знакомство с молодым сельским учителем закончилось. Надолго ли останется он в Заречье, сказать сложно. Но как бы ни сложилась его дальнейшая судьба, этот ценный опыт останется с ним.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий