Тепловые счетчики. Что показывают первые замеры?

Опубликовано 30 Окт 2014. Автор:

Настойчивые и даже побудительные меры правительства в отношении более эффективного потребления ресурсов приносят свои плоды. Граждане, решившие экономить затраты на коммунальных платежах, устанавливают водосчетчики, в частном секторе не обходятся без приборов учета потребления газа. Сложнее (прежде всего потому, что дороже) с подобными приборами для тепловой энергии.
Однако внимательный читатель помнит, что весной 2012 года размещалась конкурсная документация на установку коллективных теплосчетчиков в многоквартирных домах, куда прокладывалась новая теплотрасса. Но прошел год, два, а о работе этих приборов нам, обывателям, ничего не известно; плата с нас взимается по-прежнему – по нормативам, и с каждым годом эти расходы все ощутимее для кошелька. Более того, на наших страницах в рубрике «Право и порядок» появлялись заметки о понуждении со стороны надзорных и судебных органов на введение в строй этих умных «калькуляторов тепла». И поэтому я не очень удивилась, когда на мой звонок прокурор города Осташкова Александр Тихомиров ответил … из подвала: «Вместе с приставами принимаем теплосчетчики». Было интересно узнать о первых результатах работы.
– На сегодняшний день коллективными приборами учета оснащены 19 многоквартирных домов. Действительно, их установили в 2012 году по адресной программе Тверской области с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Однако потребовались представления, иски, судебные разбирательства. Заказчиком работ по установке счетчиков было ООО «Управляющая компания «Служба заказчика». Использовать показания коллективных приборов будут ресурсоснабжающие организации (пока речь идет об ООО «Тверьэнергогаз»). Для того, чтобы признать счетчики работающими, реально отражающими подачу тепла и горячей воды, нужно было комиссионно освидетельствовать и опломбировать их. На что работники управляющей компании (теперь ООО «ДЕЗ Осташков») почему-то отказывались идти. Мотивируя тем, что теперь жильцы напрямую оплачивают услуги ресурсоснабжающим организациям. Приходилось доказывать, что даже при этой схеме взаимоотношений управляющая компания обязана передать документацию и в дальнейшем следить за сохранностью приборов учета, снимать показания и передавать поставщикам теплоэнергии. То, что относится к их функции по содержанию общедомового имущества по договору с собственниками.
– Но вот, наконец, счетчики приняты в эксплуатацию. Что показывают первые недели?
– После принятия их в эксплуатацию проходит режим наблюдения и фиксации показаний, чтобы убедиться в исправности. Такие данные у меня есть в разрезе каждого дома. Вот смотрите, улица Заслонова, дом № 9а. В первые недели октября было потреблено 33, 126 Гкал. Умножим на тариф, получается, что жители дома должны оплатить за фактически поступившую теплоэнергию для обогрева 67,8 тысячи рублей. Если расчеты будут производиться по-прежнему, по нормативу, получается 68, 67 Гкал на сумму 140,59 тысячи рублей. Экономия налицо. Однако по другому показателю, по горячей воде, картина противоположная: в денежном выражении 43,78 тысяч рублей по фактическому потреблению (показания внутридомового прибора учета) против 19,19 тысячи по нормативу.
По дому №6, улица Шевчука подобная картина: отопление – 54,52 (пересчет показаний счетчика на тариф) и 104, 5 тысячи рублей – по нормативу. Горячее водоснабжение – 31 тысяча рублей (счетчик) и 13 тысяч – по нормативу.
– Показатели реального потребления тепловой энергии оптимистичны, но почему такой разрыв (не в пользу жильцов) по ГВС?
– Возможно, в том, что жители, не установившие счетчики у себя в квартирах на горячую воду, нерационально ее используют, льют, не жалея.
Одним из частных предположений о неспешном введении в эксплуатацию теплосчетчиков было то, что поставщик тепла не очень заинтересован в них, норматив с лихвой покрывает затраты и потери. И наоборот: не выйдет ли так, что мы будем платить за удушающую жару в квартирах, потому что счетчик крутится в пользу тепловиков? На эти вопросы ответила «Селигеру» Вера Маркина, исполнительный директор филиала ООО «Тверьэнергогаз»:
– Думаю, что если мы наладим четкое взаимодействие всех сторон – от котельной до конкретного потребителя, в проигрыше никто не будет. Но это условие не из простых. Ведь приборы учета нужно не только установить, а также обслуживать очень ответственно и профессионально. Сегодня таких специалистов нет. И если мы не будем иметь по конкретному дому расшифровок показателей, нам будет трудно определить, насколько они достоверны и можно ли их принимать к расчетам. Ко второму числу каждого месяца, следующего за расчетным, управляющая компания должна нам предоставлять такие данные. После анализа показаний мы передаем их в ЕРИЦ для начисления платы за теплоэнергию и ГВС.
К вопросу о температурном режиме. Установленные в многоквартирном доме приборы учета можно и нужно настроить на соответствующий комфортный режим (это зависит и от погодных условий, и от дальности расположения дома от котельной). И тогда затраты будут разумными, и отопления улицы не будет. Здесь снова мы говорим о человеческом факторе. Ставьте перед своей управляющей компанией вопрос о правильном содержании коллективного прибора учета. То, что в стенах дома, – это ваше.
Вопросы задавала
Наталья Николаева

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.