Что искал селигерский журналист в саратовских степях?

Бывают странные сближенья, сказал поэт. Но все же больше сближений закономерных, в основе которых общность интересов, характеров, устремлений. Все это и сблизило нас с Лидией Златогорской. А еще сблизила… Волга.

Куда заводит
дружба?

А теперь по порядку. Лидия Николаевна Златогорская 15 лет возглавляет Саратовское региональное отделение Союза журналистов России. Прекрасный журналист, неуспокоенный человек, она начала в девяностые выпускать газету экологической направленности «Набат», собрала вокруг этой идеи – оздоровления природной среды – таких же активистов. Помимо экологической, активно участвовала в социально значимых проектах, касающихся молодежной, женской проблематики, профилактики заболеваний. И таким образом, стала другом и единомышленником нашей Тверской общественной организации «Ассоциация журналисток».
А по-настоящему мы с Лидией Златогорской подружились в 2013 году, когда принимали участие в теплоходной поездке-семинаре по Волге от Москвы до Нижнего Новгорода, организованного Союзом журналистов России. И уже тогда нам это показалось символичным: я – с истока великой русской реки, Лидия Николаевна – с ее срединной части, это ли не повод совместно что-то затеять?
Шли годы. Периодически встречаясь на профессиональных форумах «Вся Россия», днях прессы в Москве, на недавнем столетнем юбилее российской журналисткой организации, мы все ближе подходили к идее… И тут я получила приглашение из Саратова с предложением принять участие в межрегиональной конференции работников СМИ, пишущих на темы экологии и туризма «Главная дорога России» (информационная поддержка федерального проекта по оздоровлению реки Волги), которая проводилась на полях Гражданского форума Саратовской области и удивительным образом совпадало по датам с юбилеем и творческим вечером самой Лидии Златогорской.

Так я отправилась в
Поволжье.

Саратов:
не только золотые огни и неженатые
парни

Саратов меня встретил легким морозом, без хляби и осадков, периодически улыбающимся солнышком. Население города 850 тысяч человек (для сравнения: в Твери 420 000). А рядом, через знаменитый волжский мост, — город Энгельс, бывший Покровск. И хотя это вполне самостоятельное городское образование, со своей историей, историческим центром, вполне серьезной (увы, теперь уже в прошлом) промышленностью, он постепенно превращается в спальный район областного центра. А потому представьте, какие автомобильные пробки в часы пик на въезде-выезде из Саратова/Энгельса. Тем более, что мост в черте города один. Хотя и уникальный до недавнего времени по Европе: пролет над водной гладью составлял 3,3 километра. Это безусловный саратовский бренд.
Ну а что сама Волга, впечатлила? – спросите вы. А вот не совсем. Она мне напомнила … Селигер. Даже островки небольшие в черте города – природные и искусственный, который образовался из намытого песка во время постройки опор моста в 60-е годы. Теперь здесь городской пляж.
А еще чем схожи Осташков и Саратов? Гербами: у нас рыбы (мы их называем ершами), и у них – стерляди, в просторечье именуемые селедками.
Город, даже по тусклому осеннему времени, красивый. Особенно там, где удалось сохранить и поддерживать в нормальном состоянии историческую застройку конца XIX — начала XX веков. А она великолепна: купцы соревновались в архитектуре и украшательстве своих собственных и доходных домов. Кстати, на фасаде каждого здания можно прочитать имя хозяина, дату постройки и подрядчика.
Особым детищем Саратова является художественный музей имени Радищева – первый общедоступный в России, который был открыт в 1885 году по инициативе Алексея Боголюбова, внука опального писателя. Блестящий морской офицер из свиты наследника престола, он окончил в зрелые годы Академию художеств. Кстати говоря, много путешествовал по Волге. В результате поездок по великой русской реке к Каспию Боголюбов выполнил серию рисунков и этюдов с видами волжских городов. Они вошли в виде иллюстраций (литографий и политипажей) в путеводитель «Волга от Твери до Астрахани». Текстовую часть путеводителя «частию по известным источникам, а частию на основании собственных наблюдений» написал старший брат художника Николай, также участвовавший в этой поездке. Профессор Боголюбов помогал будущим великим русским художникам — Репину сотоварищи.
Свою богатую коллекцию художественных ценностей Алексей Петрович согласился передать городу при трех условиях: постройка здания музея, открытие рисовальной школы, присвоение звания Александра Николаевича Радищева. Последнее особенно озадачило и местную общественность, и императорский двор. Семь лет думали! Но решились таки. И теперь здесь одно из лучших собраний произведений русского и зарубежного искусства. К тому же здесь в дни моего посещения работала выставка полотен Ильи Глазунова: когда еще будет случай?!
Саратов лишен лоска, тесноват для современного потока машин, отсюда агрессивный стиль вождения; местами настырно въезжают в городской пейзаж безликие зубья небоскребов. Собственно, как и везде по областным городам. Огорчили вывески прямо на въезде со стороны Энгельса с моста, даже взгляд хочется отвести: чайхана «Узбечка», торговый центр «Пентагон». И далее – гостиницы «Богемия», «Словения»… Великий российский город!

Теоретики
и практики
на фоне юбилея

Не буду подробно описывать деловую часть поездки. Имея многолетний опыт участия в аналогичных тверских мероприятиях, а также Общероссийском гражданском форуме, скажу, что везде есть момент академической скуки, однообразных отчетов записных общественников для галочки и действительно живой разговор активистов, интересные идеи.
Познавательным стало присутствие на пленарном заседании, где обсуждались формы гражданского контроля. А по сути – обмен мнениями, в каком направлении и насколько эффективно работают общественные советы при министерствах и управлениях, общественные палаты в муниципальных образованиях. Практики совершенно разные. Мне, например, интересно было выступление председателя Ассоциации муниципальных образований Жуковской, которая рассказала о том, как выстраивается работа по вовлечению населения в активное управление. Например, в селах, где нет представителей власти, теперь интересы жителей делегируют старосты. Такой закон принят на уровне области.
Или, например, представителя общественного совета закрытого территориального образования Михайловское. Там совет не только рекомендует, какие, к примеру, дороги отремонтировать, что важно, конечно. Совет стал центром культурной жизни поселка, дискуссионной площадкой, местом презентаций, проведением праздников семей разных национальностей. Обсуждали и такие нашумевшие на всю страну скандалы, как исчезновение труб с Вольского долгостроя – канализационной системы, циничное высказывание теперь уже экс-министра Соколовой про «макарошки».
Мы с товарищами приняли участие в переговорной площадке «Новые ценности для устойчивого экологического развития». По результатам открытой дискуссии участники пришли к выводу, что процесс устойчивого экологического развития невозможен без соответствующих социальных изменений на уровне мировоззрения отдельных граждан и общества в целом. И формирование этого мировоззрения – первоочередная задача экологической общественности и системы образования. В том числе и для средств массовой информации здесь непочатый край работы.
На этом месте пока сделаю паузу…
Еще более значительным и куда более сердечным оказалось второе мероприятие – творческий вечер председателя Саратовского регионального отделения Союза журналистов Лидии Златогорской, который прошел в областной научной библиотеке. Он собрал более сотни друзей, соратников и поклонников таланта этой замечательной женщины. Хотя по сути это был ее бенефис, Лидия Николаевна находила для всех теплые слова, дарила подарки, представляла и знакомила. Для меня было большой честью и радостью также выступить на этом вечере, поздравить юбиляршу, приветствовать собравшихся от имени верхневолжских журналистов.


Наталья НИКОЛАЕВА
Окончание следует

Добавить комментарий