Военные тайны озера Сиг

Опубликовано 06 Сен 2019. Автор:

Американский военно-транспортный самолет «Дуглас» вот уже 78 лет покоится на дне озера Сиг. Хотя некоторые историки и поисковики склоняются к версии, что это вовсе не «американец», а его советский двойник «Ли-2».

-И всё же это «Дуглас», — утверждает командир осташковского отряда «Поиск» Елена Моисеева.
Уж кто-то, а она прошла с ребятами по родному краю сотни километров, овеянных памятью военных лет. Оформила подшивки дневников, карт, схем, подняла ценнейшие документы Министерства обороны, прочие архивы.

-Когда-то у нас в школьном музее хранилась карта, где десятками флажков были отмечены места падения самолётов, в том числе, на озере Сиг, — говорит Елена Алексеевна.
Таким образом, подтверждается главная гипотеза, что это реальный американский транспортник DC-3, известный как «Дуглас». Ещё до начала Великой Отечественной войны, в 1936 году Советский Союз закупил у США небольшую партию этих самолётов. Машина успешно использовалась для транспортировки личного состава, десанта, раненых и вооружения. Кроме того, «Дуглас» мог работать бомбардировщиком.


История гибели самолёта значится в разведсводках лета 1941 года и, благодаря всемогущему Интернету, доступна сегодня миллионам его пользователей. Хотя и здесь есть немало расхождений. По одной информации:


«В 16.55 «Дуглас», принадлежащий 18-му авиаполку 31-й дивизии 26 июля 1941 года вылетел с аэродрома Едрова в Андреаполь. На борту — боеприпасы, техперсонал и так называемые безлошадники — лётчики, чьи самолёты стоят на ремонте. Всего 17 человек. Около часа полёт проходит в штатном режиме, но на полпути к цели, идущий без прикрытия самолёт становится лёгкой добычей двух фашистских истребителей. Манёвренные «мессершмитты» атакуют перегруженный «Дуглас» с обоих флангов.


Чтобы спастись от вражеской атаки, наши лётчики решаются на отчаянный шаг, опустив самолёт до трёх метров над уровнем водной глади озера Сиг. По их мнению, только этот опасный манёвр мог бы защитить «Дуглас» от атаки с тыла. Но тяжёлая машина цепляет крылом воду, ложится на него брюхом и почти моментально уходит на дно.


Большинство людей успевают покинуть самолёт. На помощь им уже спешат жители окрестных деревень. Они спасают десять человек, остальные до сих пор числятся пропавшими без вести», — сообщает OutdoorsNews.


Между тем, имеет право на жизнь и другая версия, официально изложенная тверскими поисковиками на мемориальной доске скромного солдатского обелиска, установленного в последние дни уходящего лета в деревне Куряево.


В тени придорожных берёзок на окраине деревни Куряево у обелиска советским лётчикам, отправившимся в свой последний полёт, собрались местные жители, представители ветеранских организаций, юнармейцы, поисковики.
Право открыть памятник было предоставлено заместителю главы администрации Осташковского городского округа Светлане Уткиной и члену совета Ассоциации тверских землячеств Сергею Манюку.


Пробиваясь сквозь зелёную листву берёз, нежно шумящих на августовском ветерке, лучи солнца упали на обелиск, словно подчёркивая всю историческую правду летописи нашей великой страны, состоящей из светлых и тёмных пятен.
Светлана Уткина от имени руководства администрации Осташковского городского округа тепло приветствовала присутствующих.

-Великая Отечественная война – огромная рана в наших сердцах. Это была самая кровопролитная война в истории человечества, унесшая миллионы людей. В мае следующего года наша страна отметит 75-летие Великой Победы. Поэтому память снова и снова возвращает нас в те суровые времена и обязывает помнить о подвиге наших отцов и дедов, о подвиге тружеников тыла, — подчеркнула Светлана Юрьевна, открывшая эту встречу времён и поколений.


Глубоким смыслом и содержанием были наполнены выступления и других официальных лиц – участников трогательного военно-патриотического события.


Каждый из них: и Сергей Манюк, и руководитель тверского научно-исторического военно-патриотического центра «Подвиг», главный поисковик нашего региона Сергей Титков, и председатель Осташковского совета ветеранов Анатолий Лукашов, и военный комиссар по Осташковскому, Пеновскому и Селижаровскому районам Валентина Кочнова практически ежедневно соприкасаются с памятью о той самой страшной и жестокой войне, делят боль утрат с родственниками солдат, не вернувшихся с поля боя.


На селигерской земле осталось совсем немного людей, переживших тяготы и лишения далёкой войны. Теперь уже их дети и внуки бережно хранят в своих домашних архивах пожелтевшие от времени фотографии, наградные и орденские книжки своих героических предков.


Один из них – бывший учитель Зехновской восьмилетней школы Михаил Силованов, практически ровесник Великой Победы. Как и его коллега Елена Моисеева, он прошёл с мальчишками и девчонками двадцатого века рождения сотни километров, собрал уникальные сведения реальных свидетелей и участников Великой Отечественной войны.
Разумеется, он всегда достоверно знал и о месте гибели советского военно-транспортного самолёта на озере Сиг.

-Я частенько отправлялся порыбачить на Сиг с бывшим директором Зехновской школы, учителем истории и географии, орденоносным фронтовиком Иваном Прохоровичем Бутузовым. И каждый раз, проплывая на лодке мимо покоящегося на дне самолёта, он без особого труда находил его.


Иван Прохорович глазомером привязывался к привычным ему ориентирам на берегах деревень Куряево и Буковичи и тут же в доказательство своих слов постукивал якорем по корпусу «Дугласа», — рассказывает Михаил Михайлович.
Он уточняет, что поднятые тела летчиков, чьи имена высечены на стеле, были похоронены на берегу возле деревни Старый Сиг. А в послевоенные годы их прах перенесен в братское захоронение возле деревни Зехново.


Прогресс шагнул далеко вперёд, и тверские дайверы также легко находят «Дуглас» с помощью умных навигаторов. Именно благодаря дайверам, многие их нас увидели уникальные подводные кадры самолёта, сохранившего свою былую мощь. Специалисты утверждают, что это единственный экземпляр подобной машины на территории России, пусть и в водном пространстве.
Но все ли свои военные тайны открыл людям своенравный. не терпящий человеческой сентиментальности, Сиг? Так, бывший педагог-историк Владимир Бурков в день открытия мемориального памятника пилотам поведал мне ещё одну историю.

-Когда-то много лет назад коренной житель деревни Иванова Гора (Семёново Село) дед Мирон (Степан Арсентьевич Миронов) с уверенностью заявлял мне, что на дне озера Сиг покоятся два военных самолёта. Один – тот самый «Дуглас» в акватории деревни Старый Сиг, а другой — в Узях (протока в районе деревень Иванова Гора и Нёхина Гора), сбитый в воздушном бою, — поведал Владимир Дмитриевич.


Разумеется, что подтвердить или опровергнуть эту любопытную информацию в столь короткое время мне не удалось. Более того, Елена Алексеевна Моисеева во время своих встреч с очевидцами войны тоже слышала о сбитом немецком самолёте, упавшем в озеро Сиг. Только вот по её сведениям, он ушёл под воду вблизи острова, в районе самых больших глубин.


Так или иначе, сидеть, сложа руки тверским поисковикам уж точно не придётся. И Великая Отечественная война будет продолжаться для них вечно. Уж больно много военных тайн и безымянных имён хранит сегодня земля русская.


Устроители памятного мероприятия благодарят добровольных помощников — местного жителя Игоря Александровича Валтахова и других, которые внесли свой вклад в увековечивание памяти о погибших.

я благодарят добровольных помощников — местного жителя Игоря Александровича Валтахова и других, которые внесли свой вклад в увековечивание памяти о погибших.


Олег СЕВЕРОВ,
дер. Куряево
Фото автора

Оставить отзыв

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.