Сегодня эта тема все более остро начинает звучать на совещаниях в высоких кабинетах, на конференциях, семинарах руководителей образовательных учреждений. В условиях ежегодного сокращения бюджетных мест в вузах и увеличения конкурсного отбора на платные отделения, постепенного введения платного образования в учреждения начального профессионального образования, тема успешной сдачи выпускных экзаменов нашими детьми звучит как никогда актуально.
В рамках обозначенной темы директора городских и сельских школ, их заместители по учебно-воспитательной работе, руководство отдела образования и методического кабинета администрации МО «Осташковский район» проанализировали результаты пробных экзаменов выпускников в 9 и 11-х классах.
Если оценки работ одиннадцатиклассников выглядят не совсем печально, то результаты в 9-х классах оказались неутешительными и вызвали немало вопросов. Динамика по предмету «математика» оказалась крайне плачевной. Так, если в мае у восьмиклассников одной из городских школ качество образования составляло 48 процентов (тогда двоек не было совсем), то у этих же учащихся в девятом классе качество упало на 43,7 процента и составило всего 4,3%. В отметках появилось примерно 60% неудовлетворительных оценок. Несомненно, есть, о чем задуматься и над чем поработать.
Именно теме глубокого анализа качества образования, которое получают наши дети в школах, и была посвящена встреча. Какие же факторы сегодня влияют на крепкое освоение основного (базового) школьного материала, который затем включается в работы по ГИА и ЕГЭ? Что необходимо сделать, чтобы процесс подготовки ребят к итоговым экзаменам шел планомерно и, главное, приносил как можно больше положительных результатов?
Заведующая методическим кабинетом Ирина Мальцева сообщила, что тема качества образования достаточно жестко обсуждалась на прошедшей видеоконференции, которую проводила временно исполняющий обязанности министра образования Тверской области Н.А.Сенникова.
Многочисленные мониторинги, проводимые Центром оценки качества образования Тверской области на разных ступенях обучения, оценки, полученные на выпускных экзаменах, показывают, что, к сожалению, Осташковский район пока не входит в число районов, показывающих стабильно хороший результат. И главное слово в данном выводе — стабильность. По данным прошлогоднего очередного мониторинга, в Осташкове огромный процент родителей пользуются услугами репетиторов.
Что вызывает беспокойство родителей — просто ли желание, чтобы ребенок в индивидуальной форме получал дополнительно образование? Или же это все то же отсутствие чувства стабильности и уверенности в завтрашнем результате?
Заместитель главы администрации МО «Осташковский район» Светлана Романова говорила о том, что нашим школам настало время пересмотреть методы, формы и, возможно, сроки подготовки к выпускным экзаменам.
— Давно замечено, что перед экзаменами начинается общерайонный массовый стресс, как у учащихся и их родителей, так и у педагогов, — говорила Светлана Константиновна. – А ведь итоговые результаты, которые ребята показывают на экзаменах, в соответствии с современными требованиями, являются самыми яркими показателями качества полученного за 9 или 11 лет образования, в том числе показателями эффективности деятельности педагогических работников, школы, и как следствие — отрасли образования района в целом.
Из года в год родители продолжают задавать вопрос: «А когда вы начнете подготовку наших детей к ГИА?» Видимо, все еще крепка в памяти наших родителей старая билетно-вопросная система экзаменов. Звучит вопрос для директоров школ: «Почему, до сих пор, у родителей не сформировалось понимание, что в экзаменационные задания входят темы, которые изучают уже с 5-х классов?» Возможно, потому, что и у детей не отложилось в сознании, что, к примеру, такая-то тема по русскому языку или по математике, которую ребята проходят в пятом классе, встретится им в экзаменационных тестах.
— А что мешает начинать спокойную, поэтапную подготовку к экзаменам с пятого класса? – продолжает Светлана Константиновна, — наши школы обладают значительным ресурсом – как педагогическим, так и материально-техническим, для того, чтобы создать действенную, именно действенную систему подготовки ребят к итоговой аттестации. А дети, родители и педагоги должны знать, что от них требуется, и к чему им готовиться.
Впервые за последние пять лет состоялся такой детальный и подробный разговор именно о качестве образования. Директорам было интересно послушать, сколько часов отводится у коллег на те или иные предметы, как школы выстраивают свои учебные планы. Почему, например, в 5-х классах на русский язык отводится 5 часов, а в 7-х классах – где-то 4, а где-то 6, в 10-х классах всего 3 часа.
Ираида Валерьевна Иванова, один из опытнейших сотрудников отдела образования, проследила количество часов, отводимых в школах на изучение математики и русского языка с 7-х классов до выпускных экзаменов.
Аналитика показала, что там, где на предметы, обязательные к сдаче в 9, 11-х классах, отводится большее количество часов – отметки на выходе лучше. Руководителям было рекомендовано пересмотреть свои учебные планы в пользу обязательных экзаменационных предметов.
— Методическим отделом была проделана большая работа, — вступает в разговор заведующий отделом образования Ольга Васильева. – Ведь наша цель – повысить качество образования. Поэтому с этого года отделом образования будет проводиться муниципальный контроль качества как освоения ребятами, так и преподавания им, общеобразовательных программ.
Для этого мы вводим новое для нас понятие «Обязательный образовательный минимум». Это именно тот минимум правил, формул, который потом – на выходе — включается в тесты выпускных экзаменов. Но уже в процессе изучения ребенок должен будет крепко-накрепко выучить их наизусть.
Кстати сказать, такие образовательные минимумы давно введены в российских школах, и только мы немного опаздываем с их применением.
— Цель введения этого понятия – повышение качества образования и достижение высоких результатов по учебным предметам, и в первую очередь, по русскому языку и математике, которые определены государством для обязательной сдачи на экзаменах. А с утвержденным положением, приказом и материалами обязательного образовательного минимума можно будет ознакомиться на сайтах образовательных организаций, — продолжает Ольга Юрьевна. — Введение обязательного образовательного минимума будет поэтапным.
Все новое вызывает немало вопросов, и они наверняка будут у ребят и родителей. Поэтому в декабре будет назначен день, в который на телефон «горячей линии» смогут позвонить учащиеся и их родители и задать волнующие их вопросы. И, кроме того, отдел образования и молодежной политики приглашает сообщество родителей к открытому диалогу по теме, которую мы подняли в данной статье.

Ирина ТИНУС

Добавить комментарий