… Внук моей подруги пошел в детский сад. После нескольких месяцев, когда прошла адаптация, Маргарита поинтересовалась у Никиты, нравится ли ему ходить в садик.

«Да, нравится, — ответил внук, — вот только там ребятки меня ругают». Этот ответ не давал покоя, и Рита решила выяснить, за что же бранят дети спокойного, незадиристого мальчишку. Воспитатели удивились: нет, говорят, никто его не ругает! И только потом догадались в чем дело. Ребятки так не ругаются, а …. разговаривают. Кричат, одним словом, даже, может, и не бранными словами. А для мальчика, в нескольких поколениях семьи которого не принято было говорить на повышенных тонах, этот постоянный обертон был сродни наказанию.

А в начальной школе на переменах приходилось вам бывать? Беруши здесь просто необходимы – гвалт невероятный! Кричат на прогулке. Кричат в садовской группе, в столовой, во дворе. Кричат дома, если их больше одного. Кричат на пределе голосовых связок! Причин здесь две: от неумения общаться между собой (кто громче крикнет – тот и прав) и копирование поведения взрослых. Рев, рык, ор, переходящий в визг…

В моей тверской квартире не очень хорошая звукоизоляция. За стеной живет приятная пара, Светлана и Женя, сын-дошкольник Максим. Первое время даже вздрагивала, теряясь в догадках, кто же это пришел к соседям и так орет на мальчишку? Пока не поняла: голос мамы меняет тембр и регистр в отчитывании сына даже за незначительную проделку. Немного позже узнала, что Света – воспитатель детского дошкольного учреждения.

«Берегите слезы ваших детей, чтобы они могли пролить их на вашей могиле», — изречение, приписываемое Пифагору. А он-то математик, он умел рассчитывать не только «штаны», но и последствия человеческих поступков. Да, нам не хватает сил, времени, терпения, чтобы побыть с ребенком, спокойно поговорить, обсудить поступки, может быть, вспомнить о своем опыте решения «детских проблем». А когда они вдруг появились, время и место для полноценного общения, тут и случился кризис – в дополнении к пандемии и самоизоляции. Стонут родители, вынужденные не просто сидеть в четырех стенах, но еще и «образовывать» при помощи палки и веревки компьютера и интернета. Родители стонут в соцсетях, дети в реале. Проклинаемая школа за ее «немыслимые требования» стала восприниматься как недосягаемое благо.

Льются слезы – видимые миру и невидимые. Последние звонки «отзвенели» в онлайне. Прощание с детсадом, первой учительницей, классом, школой – через экран, телефон, скайп. Счастливое время экскурсий, походов, сборов в загородный лагерь – мимо. Уж простите меня, уважаемые ветераны, на которых прежде всего ориентированы меры защиты от инфекции. Вы, по большому счету, сами можете принять решение о степени своей защиты и изоляции (по крайней мере, в Тверской области, где объявлены только меры повышенной готовности). А вот дети…

Ни в коем случае не пытаюсь призывать к нарушению режима – ковид-диссидентом не являюсь. Но пожилым предложили хотя бы помощь волонтеров. Маленьким гражданам предоставили – в лучшем случае (хотя как знать!) – бесцельное хождение по улицам, подворотням, магазинам. Делаем вид, что соблюдаем режим, но на самом деле практически все работаем, а дети без надзора. И первый месяц лета уж точно пройдет для них безрадостно – лагеря не работают, спортсооружения закрыты. Даже для старшеклассников шансы найти место для летней подработки очень малы: все ссылаются на сложную ситуацию в экономике, списочную численность персонала бы сохранить. И все-таки, уважаемые руководители предприятий и организаций, предприниматели, поищите такую возможность! Ведь молодое поколение, с детства приученное к труду, к дисциплине – это, по большому счету, наше общее благо.

Наталья НИКОЛАЕВА

Добавить комментарий