– Нам есть что вспомнить! – говорит участник церемонии открытия Игр
Владимир Домарацкий

В канун Олимпийских игр по-русски, то есть проводимых на нашей земле, жизнь студентов физкультурных вузов страны таит в себе немало приятных сюрпризов. А вдруг где-то на подступах к главным Играм человечества потребуются твои руки, ноги, а то и голова.
И при этом студентам совсем необязательно ввязываться в изнурительную борьбу за медали. Им вполне достаточно покорить своим талантом многомиллионную телевизионную аудиторию во время театрализованных церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр.
Так, в далеком 1980 году в числе окольцованных московской Олимпиадой участников шоу-программы, как теперь это модно называть, приуроченной к открытию XXII летних Игр, оказался и наш земляк, студент первого курса Великолукского филиала Московского государственного института физкультуры Владимир Домарацкий.
Причем, всегда мечтая стать профессиональным тренером по футболу, он взял и поступил на отделение спортивной гимнастики. Но, как оказалось позже, это был лишь вполне оправданный трюк мудрого абитуриента. Конкурс у футболистов летом 1979 оказался крайне высоким, вот Владимир и поступил без особых проблем на гимнастику, в надежде занять потом тепленькое местечко отчисленного за неуды кудесника мяча. Так оно и получилось. Зато первый гимнастический курс подарил ему замечательный шанс выступить на открытии крупнейшего спортивного форума.
– Слухи об участии команды института в Олимпиаде поползли по его коридорам еще до нового 1980 года! Но им никто не верил. Мало ли чего сорока на хвосте принесет! Посмеялись только и забыли про эту тему. А уже в конце января на имя ректора пришел приказ из Москвы с требованием: «Приступить!».
– Руководство института спешно отобрало из числа студентов самых гибких, ловких и смышленых юношей и девушек. И мы тут же в условиях спортзала приступили к освоению обязательной олимпийской программы. Причем, рондат-сальто согнувшись назад, стойка силовая из упора сидя с задержкой на целых три секунды, рондат, толчок, поворот на 180 градусов и длинный кувырок вперед в зале давались нам гораздо легче, чем потом, с наступлением теплых денечков на травяном газоне стадиона, – вспоминает события своей очень далекой и безмятежной юности Владимир Домарацкий.
А в условиях главной Олимпийской арены Москвы, главного стадиона Союза Советских Социалистических Республик стойки и растяжки по замыслу организаторов игр должны были одновременно и синхронно выполнять сразу две тысячи спортсменов из всех наших братских республик.
За две недели до экзамена на олимпийскую пригодность во время тренировки Владимир неожиданно получает сразу две серьезные травмы, и его участие в спортивном мировом форуме силы и красоты оказалось под большим вопросом. И все же зачет был сдан, так как включать в состав гимнастической сборной СССР новичков организаторы тоже не очень-то жаждали.
6 июня участники открытия собрались в Москве, оккупировав весь комплекс общежитий Тимирязевской сельхозакадемии. Дважды в день юноши и девушки Страны Советов выходили на академический стадион «Наука», где в общей сложности по семь часов, с перерывом на обед, оттачивали свое индивидуально-коллективное мастерство.
В Москве тогда установилась невероятная жара, и студенты, не задумываясь, меняли на тренировках свои одежды на плавки и купальники, а в паузах дружно бежали на соседний пруд.
– Кормили нас, можно сказать, на убой, трехразовое питание тянуло на целых 5 рублей, было организовано с ресторанным размахом. А по выходным дням – воскресеньям и вечерам молодежь зажигала на дискотеках. Частенько нас баловали концертами популярные звезды советской эстрады и юмористы. Хватило ребятам и увлекательных экскурсий по столичным достопримечательностям. Одним словом, скучать нам в предолимпийской Москве было совсем некогда, – листая страницы альбома своей юности, вспоминает все новые и новые подробности олимпийского лета 1980 года Владимир Домарацкий.
В одном строю с ним на арене Лужников оказался тогда еще один уроженец Осташкова Анатолий Ганьшонков – мастер спорта, чемпион Москвы по спортивной гимнастике. Хватило наших земляков и на стадионе имени Ленина. Тысячами сменяющихся флажков фонового панно на главной трибуне Олимпиады ловко владели солдаты Советской Армии, и в их числе осташи Сергей Цырулев, Алексей Лукашов и Михаил Жуков.
А где-то на олимпийской велотрассе несли неусыпное «боевое» дежурство переодетые в спортивные костюмы воины СА Александр Рыжков и Михаил Сахаров.
И, я уверен, это еще далеко не весь список представителей Селигера, засветившихся в олимпийской Москве.
Большую делегацию осташей Владимир Домарацкий встретил, например, за несколько дней до открытия Игр в одном из кинотеатров столицы на премьерном показе первого советского боевика «Пираты XX века», положившего начало массовой кровавой отечественной киноиндустрии. Но не только пиратская лента привела наших земляков на празднично украшенные проспекты Москвы. На руках у них были билеты на спортивные состязания Олимпиады-80.
И вот 17 июля, то есть ровно за два дня до начала Олимпиады состоялась генеральная репетиция ее открытия в Лужниках. Причем, проходила она при переполненных трибунах, которые вмещали тогда ровно 100 тысяч зрителей. И это несмотря на тот факт, что место на трибунах в этот день стоило целых 25 рублей.
Разумеется, и форма участников генерального просмотра была более строгой. Плавки и купальники гимнасты сменили на шорты и комбинезоны.
– А вот обещанных нам фирменных костюмов и кроссовок за непосредственную причастность к Олимпиаде мы в итоге так и не увидели. Зато за свои кровные 19 рублей я приобрел в элитном магазинчике отличные футбольные бутцы «Adidas», – спустя 34 года разоблачает обманувших его спортивных функционеров Домарацкий. – Зато мы, никогда не видевшие «Фанты» и «Пепси-колы», совершенно бесплатно и без ограничений отпивались этими западными тонизирующими напитками.
И все же главные проблемы у двух тысяч гимнастов начались сразу же после генерального прогона на стадионе Ленина. Присутствовавшие на нем представители ЦК КПСС усмотрели в ряде заявленных на открытие Игр гимнастических комбинаций откровенные элементы эротики. А ведь, как всем известно, секса в то время в СССР не было.
Поэтому сразу же последовали указания ЦК по корректировке программы. И это за сутки до начала Олимпийских игр! Наша спортивная молодежь достойно выполнила директивы партии, подарив миру 19 июля замечательное групповое выступление, продолжавшееся ровно 40 минут.
В день открытия Игр советская авиация обеспечила безоблачное небо над Москвой, а наш известный баскетболист Сергей Белов без особого труда зажег главный факел XXII летних Олимпийских игр.
Тем временем десятки автобусов под пристальным взором людей в штатском ожидали гимнастов на Лужнецкой набережной, а юноши и девушки, проводив своим любопытным взглядом эскорт генсека Леонида Ильича Брежнева, открывавшего Олимпиаду, заняли свои привычные места. Москва подружила их, поэтому, расставаясь с ней, многие даже всплакнули.
Вскоре после зажжения олимпийского огня обильной грозовой слезой всплакнуло и московское небо. Говорят, что дождь в таких случаях всегда приносит удачу.
Летом восьмидесятого эта добрая примета принесла сборной СССР первое общекомандное место.
А снег! Выпадет ли он на счастье при распределении золотых медалей на олимпийский Сочи?
Олег СЕВЕРОВ
Фото из личного архива
Владимира Домарацкого

Добавить комментарий