5 октября в мире отмечается День учителя, в этот день педагоги получают поздравления и цветы. В их адрес звучат добрые пожелания и слова благодарности за нелёгкий труд в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Об этом празднике знает большинство.

А вот о том, что за три дня до этого – 2 октября во всём мире отмечают ещё один праздник – День социального педагога, знают далеко не все. А ведь труд социального педагога не менее важен. Жизнь нестабильна и непредсказуема, найти в ней своё место взрослому-то трудно, а уж тем более ребёнку. И не всегда подросток может получить ответы на вопросы в семье — у родителей, бабушек и дедушек. В поисках ответов он вступает на свой, не всегда правильный, путь, проходя по которому, можно зайти в тупик.

Школа – важный и значимый для ребёнка, подростка этап жизненного пути. Педагоги многое делают для того, чтобы учащийся чувствовал себя полноценным членом общества. Они не только учат ребёнка разным школьным наукам, но и общению, дружбе и взаимовыручке.
Но что если подросток не хочет или не способен легко социализироваться, что если ему нужна помощь, без которой он не может самостоятельно понять, как себя вести в разных ситуациях?

Светлана Николаевна Зоркальцева уже несколько лет в роли социального педагога средней школы №3 помогает подросткам разобраться в себе, найти выход из сложной жизненной ситуации и подсказать правильный путь.

Задача социального педагога – помочь детям, семьям, если они оказались в сложной жизненной ситуации, посоветовать, куда обратиться за помощью. А списки семей, требующих внимания, Светлана Николаевна берёт у классного руководителя. И помощь оказывает тогда, когда классный руководитель сделал всё от него зависящее, и исчерпал все ресурсы воздействия на подростка, не желающего быть добросовестным членом общества и большой семьи, под названием школа.

— В моей работе очень помогает сотрудничество с Комплексным центром социального обслуживания населения, с Центром социальной поддержки населения, с членами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Осташковского городского округа, — говорит Светлана Николаевна. — Совместно со специалистами мы ищем пути выхода из сложных ситуаций, в которые попадают подростки или семьи с детьми.

За помощью обращаются не только сами дети, но и родители; ситуации бывают разные – не найти с ребёнком общего языка или сын или дочь попали в плохую компанию. Моя задача — убедить подростка не переступать черту, за которой может оказаться пропасть, рассказать о последствиях неправомерного поведения, об ответственности за поступки. Подросток в ответ рассказывает, что его волнует и что заставляет его жить не по правилам. Иногда он может сказать мне то, что никогда не скажет родителям. Такой диалог — высший уровень общения внутри школы.

Все соцпедагоги образовательных учреждений округа взаимодействуют друг с другом, обмениваются опытом и информацией, ведь правонарушения у отдельных учащихся школ города одинаковые. Среди правонарушений — распитие спиртных напитков, драки, мелкое хищение, кстати, воруют из магазинов не только булочки и шоколадки, но и спиртное.

Ходатайствуя за ребёнка перед членами комиссии по делам несовершеннолетних, педколлектив берёт на себя ответственность и, конечно, делает всё для того, чтобы такого впредь не повторялось. А для этого проделывается большая работа и с семьями, и с детьми. И, в первую очередь, организуется досуг ребёнка.

Но, разбираясь в причинах сложившейся ситуации, надо знать историю целой семьи. От одной семьи можно требовать одного, а вот от другой этого же требовать невозможно, потому что фундаменты, на котором были построены семьи, значительно отличаются.

Почему у детей возникают проблемы в общении со сверстниками, педагогами, почему их тянет на улицу в сомнительные компании? В большинстве случаев корень проблемы таится в семье — родители не замечают чаяний ребёнка, а если и замечают, то считают, что это не такая уж и проблема и само собой как-нибудь всё решится. Но хуже всего, когда мать говорит, что её саму улица воспитала, и сына улица воспитает. Ну а кто-то боится выносить сор из избы, ведь в маленьком городе все друг друга знают.

Поэтому моя задача, как социального педагога, — выявить интересы и потребности, трудности и проблемы, отклонения в поведении учащегося и своевременно оказать ему социальную помощь и поддержку.

Светлана Николаевна пришла в железнодорожную школу №103 учителем истории в 1996 году, спустя годы, взяла на себя ответственную миссию социального педагога. А общий педагогический стаж исчисляется с 1 сентября 1988 года. Годы работы с учениками научили её понимать ранимую детскую душу, видеть в каждом ребёнке личность.

В вопросе воспитания подростков очень помогает трудотерапия. Вместе с членами комиссии по делам несовершеннослетних соцпедагог принимает участие в трудоустройстве на летний период учащихся, попавших в поле зрения членов КДН. Летом подопечные Светланы Николаевны трудились на предприятии «Звезда», кожевенном заводе, на территории Богородицкого Житенного женского монастыря.

За годы работы завоевала доверие как родителей, так и детей. Дети самостоятельно обращаются к ней за помощью, когда не ладится с учёбой и педагогами. Светлана Николаевна предлагает варианты решения проблемы. Бывало и такое – приходилось утром перед работой заходить за учениками, которые категорически отказывались посещать школу. Кого-то приводила на урок, кто-то наотрез отказывался. Так дети уходят от реальности – не пойду в школу — не получу двойку; не получу двойку – не будет проблем.

Социальный педагог не справился бы без помощи специалистов. При тесном взаимодействии с секретарём КДН Еленой Борисовной Селивёрстовой, психологом осташковского детского дома Татьяной Валентиновной Жулего, председателем психолого-медико-педагогической комиссии Зоей Борисовной Гоголевой и многими другими неравнодушными людьми и профессионалами своего дела Светлана Николаевна помогает решать проблемы подростка и его семьи.

«Функции социального педагога направлены на социальную защиту и социальную помощь, реализацию прав и свобод личности обучающегося. Он выступает посредником между учеником и школой, семьёй, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов» – это выдержка из должностных обязанностей. В реальности же за этими фразами стоит большая работа, непосредственное участие в судьбе ребёнка, тревога за подопечных и огромное желание помочь человеку, который ещё только ищет своё место в жизни, выбрать достойный путь.

Ирина ТИНУС

Добавить комментарий