Кто хоть раз побывал на Селигере, кто на плёсе освежал себя глотком полуденного ветра, кто рвал жилы, наполняя ветром тугой парус, кто глядел из проёма палатки на светящуюся сосновую колоннаду, кто засыпал под шёпот тишайшего ветра, кто пригубил воды из родничка, породившего Волгу, тот никогда не забудет этих мест…

Не  бойся  жизнь переменить

Порой жизнь делает неожиданные повороты, приводя человека в мир, который увлечёт своей красотой, неожиданностью и захочется снова и снова открывать что-то новое, наслаждаться давно знакомым и удивляться тонкостям, казалось бы, известного тебе ремесла.

Любовь Иванова – экскурсовод с 35-летним стажем, и её поворот в жизни был резким и судьбоносным. К себе позвали солнце, ветер и молодость…

Изначально Любовь Геннадьевна закончила швейное училище в Твери, позже выучилась на закройщицу мужской верхней одежды и около двух лет работала в тверском Доме мод. Но ещё в то время, когда училась в училище, Любовь занималась в клубе туристов в Беляковском переулке, а на каникулах подрабатывала в Осташкове инструктором-водником, водила многодневные лодочные походы.

Однажды, когда уже работала в Доме мод, Любовь приехала в отпуск на турбазу «Сокол» и во время отпуска ей пришла дивная мысль – сменить род деятельности. Так она стала инструктором водно-лодочных походов.   Через некоторое время наступил следующий этап. Захотелось узнать о профессии экскурсовода и о родных местах больше, и донести всё это гостям Селигерского края. Так и оказалась в бюро путешествий и экскурсий, возглавляла которое Антонина Ниловна Охота. Любовь Геннадьевна оказалась в той среде, которая давно её манила. Осваивала местные маршруты – пешеходные, теплоходные, автобусные. Её увлекало в работе всё – плеск воды, сосновые светящиеся колоннады в сочетании с завораживающими пейзажами. Работа в бюро – отдельная веха в жизненной истории Любови Геннадьевны. Она отработала до самого закрытия и стала последним экскурсоводом, покинувшим его стены.

После закрытия бюро Любовь Иванова уже не смогла жить без экскурсий и потому открыла частное туристическое предприятие «Селигерия» с маршрутами «Страна Селигерия», «Вдали от шума городского», «Заснеженные дали». 

Турфирма располагалась в гостинице «Селигер», и в начале двухтысячных каждые выходные приезжали по восемь-десять экскурсионных автобусов, и в каждом — по сорок человек, и все стремились на экскурсии. А спустя время в Осташкове начали появляться многочисленные туристические бюро, с развитием интернета можно было узнать информацию о маршрутах для самостоятельного путешествия, а позже закрылась гостиница, подошло время выхода на заслуженный отдых — такое стечение обстоятельств привело к закрытию фирмы.

Маршруты  разные, различные, разнообразные

После закрытия предприятия Любовь Геннадьевна работает приглашённым экскурсоводом. В зимнее время проводит экскурсии для школьников – её опыт и энтузиазм, с которым работает, известны во всем городе, поэтому подходят старые знакомые и просят провести экскурсию для учащихся школ. Она уже познакомила школьников с Новгородом, Москвой, Смоленском, Псковом, Мышкиным, Ростовом, Владимиром.

У школьников из провинции очень популярна экскурсия «Огни новогодней Москвы», во время которой они не только восхищаются, наслаждаются и удивляются новогоднему убранству вечерней столицы, но и посещают Красную площадь, Оружейную палату, парк отдыха «Зарядье», кондитерскую фабрику «Рот Фронт», киностудию «Мосфильм», очень любят ГУМ-каток на Красной площади. Для каждой группы экскурсовод разрабатывает индивидуальный маршрут. Во время экскурсии в Санкт-Петербург, например, обязательно посещение фонтанов в Петродворце. Детям хочется праздника и взрослые его для них устраивают.

А что же может предложить гостям экскурсовод на родной земле? Маршруты на Погост Голенково, святой Оковецкий ключ, исток Волги. К сожалению, практически исключена экскурсия — «Визитная карточка города», так как стыдно водить группы по неухоженному Осташкову.

Стыдно за соотечественников, которые бросают мусор прямо на улицах, стыдно за заросли крапивы, сгнившую прошлогоднюю листву под ногами экскурсантов, или за внешний облик многоквартирных домов в центре города, которые хозяева красят как им вздумается – верхний этаж побелен, а нижний стоит обшарпанный, или же покрашена только треть дома, а то и четверть – как это по-осташковски! Эти нюансы  приезжие сразу подмечают, удивляются и задают неудобные вопросы гиду.  А ведь он не может отвечать за всех! 

Зато настоящая отрада для души – посещение Богородицкого Житенного женского монастыря, где насельницы проводят для туристов экскурсии, рассказывая про обитель.

— Исток Волги – моя любимая экскурсия, — говорит Любовь Геннадьевна, — потому что исток – это начало всех начал. Нетронутый природой, он завораживает и даёт надежду на лучшее светлое будущее.

Моя дружба с истоком Волги началась очень давно, когда со старожилами деревни Волговерховье собирала по крупицам информацию об этом уникальном месте. Я одна из первых «раскатала» маршрут на исток Волги.

С этой экскурсией несколько лет назад принимала участие в конкурсе экскурсоводов «Лучший по профессии в Тверской области» и была признана лучшим экскурсоводом. Позже с экскурсией «Вечерний Селигер» заняла второе место.

Ранней весной на истоке всё благоухает, в воздухе зависает какое-то волшебство, и как говорили раньше старожилы: пахнет медунишником. И если есть рай на земле – то это его олицетворение.

Есть  причины  для беспокойство

— А что беспокоит бывалого экскурсовода? 

— Хотелось бы, чтобы администрация округа приняла меры по защите своих, местных, экскурсоводов, так как в разгар сезона они остаются практически не у дел. Много экскурсий проводят «варяги», так называемые пришлые экскурсоводы. Почему я так говорю? Вот вам пара примеров. 

Привезла я как-то экскурсию на исток Волги, и в ожидании, пока домик у истока освободят экскурсанты предыдущей группы, стою и слушаю рассказ экскурсовода и вдруг мне чудится мой голос, прислушиваюсь и понимаю, что повествование веду я. Присмотрелась: гид-любитель записал мой рассказ во время одной из предыдущих экскурсий и теперь считает возможным таким образом вести экскурсии, просто включив диктофон с моим голосом. Теперь особо на заморачиваются с подготовкой к экскурсии. А зачем, если можно украсть рассказ и идею и ничего за это не будет?

В один из праздничных дней на Ниловой пустыни собралось сразу восемь экскурсионных автобусов из разных городов России, и только один автобус сопровождала я — местный экскурсовод, а остальные все – приезжие. Не проникнувшись этим святым местом, волшебным воздухом, не пропитавшись местными ветром и солнцем, можно провести экскурсию лишь формально.

Лучше местного экскурсовода никто не расскажет, потому что он здесь вырос. И именно местный гид повествует обо всём тонко, достоверно и с изюминкой. На данный момент получается, что наши гиды отодвинуты на задний план, ущемлены в правах, не защищены от заезжих гидов.

Все наши экскурсоводы выращены Антониной Охотой, а потом уже мы передавали знания и опыт молодым. Я очень благодарна Антонине Ниловне за ту школу, которую прошла под её руководством, за приобретённые профессиональные навыки. Она научила нас профессионально работать, за что от экскурсоводов, отдавших не один десяток лет этой профессии, своей наставнице — благодарность и низкий поклон.

Экскурсовод – это даже не профессия, а образ жизни, это то, чем ты живёшь, дышишь. Поэтому не каждый кто хочет стать экскурсоводом, может им стать. Вспоминаю прежние времена, когда в бюро приходили желающие стать гидами. Из приходящих на курсы тридцати желающих, к финалу подходили лишь человек десять, а из этих десяти в профессии оставались лишь один-три человека. Жизнь проводила жёсткий и бескомпромиссный отбор.

Наши экскурсоводы регулярно повышают квалификацию, прошли аттестацию. Например, в Суздале, куда мы возим экскурсии, ни за что без допуска не дадут работать чужому экскурсоводу.

… На Селигер нередко приезжают случайно – в гости к тёще, к друзьям на отдых, на рыбалку. Но этот дивный изумрудный край очаровывает так, что до конца своих дней вы будете искать любую причину, чтобы вернуться на эти сказочные берега, — подытоживает свой рассказ Любовь Геннадьевна.

Ирина ТИНУС

Добавить комментарий