Все же просто удивительно, какие бывают странные сближенья и превратности судьбы!

Вот перед нами две очень милых и уже хорошо знакомых осташам женщины. Татьяна Кобина и Вера Мацокина. Татьяна Викторовна 19 лет заведует кафе «Лазурное», технолог, менеджер с дипломом Санкт-Петербургской академии экономики и сервиса. Вера Алексеевна шесть лет возглавляет Хитинский дом культуры (теперь филиал РДК). Разве возникнет вопрос, кто из них дамское лицо нашего главного кулинарного бренда – селигерского рыбника, а кого зовут «Женщина-праздник»? Разве не очевидно?! Ах, это было слишком просто для наших замечательных и на все способных женщин!

Секретный ингредиент,
или С верой пироги

Верочка выросла на селигерской земле; ее мама, Елена Ивановна Рооз, до недавнего времени работала сельским фельдшером-акушером. Девушка выбрала другой путь – юриста. Получила сначала среднее специальное образование, затем высшее.

Некоторое время я работала по специальности – в налоговой инспекции, в сельской администрации. А 2014 году Жанна Евгеньевна Ягольникова, глава Хитинского поселения, где я живу, предложила мне возглавить сельский Дом культуры. Дело в том, что у меня был небольшой опыт работы в этой сфере: до переезда в сельскую местность по семейным обстоятельствам два года была заместителем по административно-хозяйственной деятельности в ДК «Юбилейный». Хозяйство сельского Дома культуры, конечно, хлопотное, само помещение требует ремонта. Но дела продвигаются: немного обновили интерьер, проводим сельские праздники, участвуем в районных конкурсах; в декабре успешно выступили на фестивале «Родные просторы». Сама тоже запела; кто из нас в детстве не занимался художественной самодеятельностью?! Кстати, у меня мама хорошо поет, выступала, мне помогла на первых порах. Очень благодарна тем, кто нам помогает: депутату Виктору Семеновичу Козлову, нашему односельчанину и участнику концертов Анатолию Андреевичу Лукашову, всем активистам, спонсорам и поклонникам народных талантов.

Меня спрашивают: а пироги – это что? Хобби, бизнес, потребность, самовыражение?

Наверное, это от Бога и от семьи. Растила сына одна, вот решила так подработать. В детстве наблюдала, как творит пироги бабушка. Она раскатывала тесто по вязанной крючком салфетке. И корочка получалась узорчатая – такого способа больше не видела. Умею печь пироги даже в русской печке, хотя, конечно, предпочитаю современную, конвекционную. Местом сбыта была площадка возле пирамиды. Конкуренция там, конечно, значительная. Так что приходилось и мастерство совершенствовать, и придумывать свои «фишки»: чай из самовара, народные рецепты. Лучше всего, конечно, идут маленькие пирожки, но постепенно сложился круг постоянных покупателей, заказывающих настоящие большие пироги. «С Верой пироги» — это моя торговая марка.

Когда стали проводить фестиваль «Селигерский рыбник», меня пригласили в нем участвовать, зная мое увлечение. Впервые я представила свои пироги с судаком на втором фестивале и, конкурируя с профессиональными кулинарами, завоевала третье место. Получив одобрение от шефов и подсказки от Максима Сырникова, на второй год испекла пирог с икрой. Получился небольшой конфуз: почему-то перенервничала, какие-то были хлопоты, и я уехала, не дожидаясь итогов. А оказывается, стала первой! В том же 2018 году по приглашению Ирины Шереметкер приняла участие в областном кулинарном фестивале «Вкус Верхневолжья».

(И там произвела фурор! На следующий день редакционные телефоны разрывались от звонков тверских коллег в поисках контактов Веры Мацокиной, чтобы выпытать у нее «секретный ингредиент», которым она заинтриговала оценивших вкус ее пирогов. – Ред.).

В 2019 году также успешно участвовала в «Рыбнике», где завоевала первое место по версии народного жюри.

Было ли искушение открыть свой бизнес? И да, и нет. Были приглашения от баз отдыха, от кафе. Но пока не решаюсь. Хотя не исключаю, что что-то в жизни и в профессии скоро может поменяться.
Глядя в счастливые глаза Веры Мацокиной, в этом сомневаться не приходится!

Есть одна награда – смех!

Вторая наша героиня Татьяна Кобина – уроженка Псковской области. В Осташков приехала учиться в финансовый техникум, но… Как-то почти сразу поняла, что это не её путь.

Те годы Татьяна не очень любит вспоминать: то ли ее город не принимал, то ли она город. Родилась дочка, пошла работать в детсад «Светлячок», коллектив которого вспоминает с любовью и благодарностью. Потом была краткая работа в железнодорожной столовой, откуда ее пригласили в райпо на должность заведующей кафе «Лазурное».

Вот тут-то жизнь стала меняться стремительно к лучшему. Новая должность, новый брак, вторая дочка. И – увлечение, которое стало неотъемлемой частью жизни.

Я много училась – в техникуме, затем в академии. Училась у мастеров своего дела. Потом сама преподавала – и с удовольствием! — в Осташковском филиале торгово-экономического техникума. Сегодня, помимо своей основной должности, я исполняю обязанности председателя ревизионной комиссии Осташковского райпо, а это — поездки по району, большой объем бумажной работы. Если надо – могу встать за прилавок сельского магазина. Но «Лазурному» я отдала 19 лет, и поэтому люблю его целиком – коллектив, интерьер, гостей, которые по большей части стали друзьями. Люблю вместе с технологом Ириной Николаевной Комаровой работать над обновлением меню: бьемся за каждый ингредиент, чтобы при новом оригинальном вкусе блюдо не «утяжелить» в денежном плане – ведь основные гости нашего кафе люди со средним уровнем доходов. Очень радуюсь, когда люди хорошо отзываются о нашей продукции.

Но своим главным призванием считаю роль…. Как ее назвать точнее? Наверное, дарить людям праздник. Вкус к этому почувствовала, работая в «Светлячке», когда всему персоналу приходилось примерять маски – Лисы, Снегурочки, Бабы Яги. Работала уже в кафе, и однажды председатель райпо Клавдия Дмитриевна Иванова попросила не просто накрыть столы для одного торжества, но и провести его как тамада.

Вот с тех пор жить без этого просто не могу. Бывает, какая-то идея родится, и уже не засну до утра, пока не набросаю сценарий. Не все берешь из головы: читаю, просматриваю какие-то клипы, выискиваю задания для конкурсов. А бывает, гости подсказывают идею; недавно на вечеринке был Максим Алифиренко, у которого теперь уже большой опыт работы в сфере развлечений, — обменялись опытом. Заказываю костюмы, маски, чтобы каждый раз шоу было разнообразным.

Люблю работать с разными возрастными категориями гостей, быстро нахожу язык с ветеранами, детьми, молодежью. Уже заказывают праздники для своих внучат те, кому, кажется, еще недавно отмечали «молодежный» юбилей. И не боюсь быть смешной, хотя стараюсь не перейти определенные этические рамки. Очень радуюсь, когда и мои гости снимают маски усталости и раздражения от повседневных забот, позволяют себе быть в эти часы жизнерадостными детьми.

Я человек, во-первых, счастливый: меня окружают хорошие люди – коллеги по работе, друзья; у меня прекрасная семья. Во-вторых, я активистка по натуре и социально ответственная: если надо – значит, надо: помочь, поддержать, развеселить. Поэтому я охотно работаю в Общественном совете округа, в Женской ассамблее и надеюсь, что там приношу свою пользу. В-третьих, улыбайтесь, милые люди!

Март для обеих наших героинь – еще одно место сближения. 4 марта Вера Алексеевна принимала поздравления с днем рождения, а 29-го Татьяна Викторовна отметит очень красивую дату. Может быть, этот месяц-перевертыш так сыграл шутку, что роли пирожника и лицедея так забавно перемешались в их судьбах? Новых успехов вам и большого счастья, дорогие дамы!

Катерина — искусница

Меня зовут Екатерина Грибова. По образованию я инженер лесо- и лесопаркового хозяйства, закончила Архангельский государственный технический университет, сейчас работаю на заводе «Звезда».

Однажды я уже попадала в фокус «Селигера»: летом 2013 года про меня и про мое увлечение писала газета, и я даже выиграла подписку на районку («Коты с улицы Тарасова. 26.07.2013 г. – ред.). Я делала фигурки забавных зверушек из монтажной пены и украшала ими придомовую территорию. Многие прохожие останавливались, фотографировали. В тот же год осенью кота разломали…Теперь как-то руки не доходят до наведения порядка после такого отношения.

У меня увлечений много, и одно из них – моя группа в соцсети «Селигерский рай» (https://vk.com/seligerparadise). На ее создание подтолкнула игра-автоквест. Организаторы выдают задания, в котором шесть загадок. Надо понять, какое место в городе загадано, найти там записку с кодом и прийти к финишу первым. Ночной город, история и адреналин. Наш экипаж «Цыплята» (у меня был жёлтый «матиз») — я, мой сын, моя сестра Александра и её внуки. Самая смешная команда, как мой сын шутил: «Старики и дети».

Вот я и стала читать про наше родное. Поразил Слепцов; читая его «Письма об Осташкове», представляешь, как это было.

Потом прочитала книгу Б.Ф. Карпова. Её ругают наши краеведы, говорят, что много выдумано. А мне понравилось, что про город написано не просто сухими фактами, а про людей в городе. Люблю читать и слушать воспоминания о том, как было раньше. Вот и захотелось поделиться и сохранить то, что нашлось на просторах интернета.

Люблю путешествовать. Очень здорово планировать, что посмотреть в другой стране за короткое время поездки. Месяц-два оседлой жизни — и меня начинает всё раздражать; значит, пора куда-то съездить. Хоть куда-нибудь — по нашему району или по соседнему. В группе рассказываю про путешествия, где была и что видела. А со временем перечитываешь и как будто переживаешь всё заново.

А еще следствием моих увлечений стала группа «Селигерские пряники». Сладкие сюрпризы — это тоже выражения себя, мое творчество. Можно что-то сделать, проявив фантазию, и это кому-то понравится. Очень приятно читать отзывы, как мама плакала от чувств, получив в подарок пряничный домик с цветами.

Может, кто-то решит, что в моей жизни только положительные эмоции, путешествия, развлечения. Нет, меня тоже многое огорчает. Как специалиста лесной отрасли, чаще всего возмущение вызывает то, что делается в нашем лесу. Официальные рубки и неофициальные помойки. Церкви, которые пропадают.

Но не всегда всё так печально. У нас много красивого и интересного.
И наконец: сын Артём — главное в моей жизни. Он студент-первокурсник, скучаю. Но придумываю себе массу занятий, чтобы было некогда скучать.

Анализ рифмы

Дело было в светлой-пресветлой аудитории на четвертом этаже, предпраздничным апрельским утром. Студентки-финансистки, будучи комсомолками, едва сдерживались, чтобы не закричать от страха.

Сами же и виноваты были: вместо того, чтобы отвечать по предмету «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий», уговорили молодого преподавателя, почти прозрачную девушку, «поведать что-нибудь интересное из жизни». Елена Владимировна Дувакина, — а это была она,- предпочла пересказать виденный ею на закрытом показе Московского кинофестиваля американский фильм ужасов «Омен»…

К 1979 году за плечами Елены Дувакиной был Московский институт легкой промышленности и несколько лет практической работы на кожевенном заводе в должности экономиста. И вот – новый поворот. Эта стезя оказалась успешной, и студенты многих выпусков Осташковского финансового техникума (впоследствии финансово-экономического колледжа) с благодарностью вспоминают преподавателя одной из профильных дисциплин, ее выдержанность, умение донести материал, талант быть хорошим наставником.

Но это была, скажем так, одна сторона ее жизни. Другая таилась до поры, до времени. И лишь недавно стала достоянием ее земляков: Елена Владимировна – тонкий лирик, яркая звезда в созвездии селигерских литераторов. Её стихи появлялись в каждом выпуске альманаха «Новый Селигер», на страницах нашей газеты, в сборниках собратьев по перу.

Слово поэту и режиссеру Сергею Тихонову:

В литобъединении «Сочинитель» при Районном доме культуры Елена Дувакина с самого начала его существования. Она прекрасно владеет родным языком, ритмом, рифмой; в общем, поэтическим словом во всех его проявлениях. Её можно назвать мастером короткого стихотворения. И в этой малой форме при чтении нас всегда ждет неожиданный, порой парадоксальный поворот, образ, сравнение, тонко и наблюдательно подмеченная деталь. Свой стиль, свой голос, свое лицо и при этом умение с исходной доброжелательностью и внимательно слушать и слышать других авторов, пишущих совсем иначе. Немногословна в общении, Елена Владимировна говорит, как и пишет, коротко и точно, а за сказанным чувствуется глубокая начитанность, знания в разных областях искусства.

Я думаю, что сборник стихов Елены Дувакиной однозначно стал бы вкладом в культуру нашего города, украсил бы собой его поэтическую библиотеку и был бы достоин внимания далеко не местечкового уровня.

Люсина ферма

Кто не знает Людмилу Владимировну Романцову? Председателя территориальной избирательной комиссии Осташковского района, в не столь далеком прошлом – заместителя главы администрации района, а до этого работавшую в профтехучилище – преподавателем, завучем, директором.

Но немногие знают, что после напряженного труда организатора избирательного процесса (а кампании у нас – одна за другой), чья деятельность сопряжена со знанием томов законодательства, не всегда простыми взаимоотношениями с участниками выборов и даже судебными тяжбами, госпожа председатель спешит на Дубок, где ее ждет беспокойное – квохчущее, гогочущее, хрюкающее и мемекающее – хозяйство.

Кто-то отдыхает душой в цветнике, кто-то – за рукоделием, многие любят путешествовать и тем восстанавливают силы. Для меня источником душевного здоровья и вдохновения являются мои животные, — говорит Людмила Романцова.

В хозяйстве, которое начиналось с одного участка (теперь их три), козы, куры, гуси, индоутки, свинка сезонная, два кота и собака. Количество поголовья различных видов колеблется; иной раз численность уток шести пород достигала 150!

Казалось бы: откуда женщина сугубо городская, и диплом у нее инженера-химика, не просто любит своих подопечных, но умеет за ними ухаживать, не щадит своего времени на обихаживание многоголосого стада?

От родительских корней. Бабушка по материнской линии жила в Большой Коше (Селижаровский район), работала ветврачом, и всю жизнь держала огромное хозяйство. И приходилось помогать; все каникулы – там. Так что корову Людмила доит с самых юных лет. Потом уже мама, Лидия Николаевна Сергеева, поселившись у Романцовых на приобретенной в 2008 году даче, не захотела расставаться с живностью. А теперь и Людмила Владимировна смотрит на своих индоуток как на живую память об ушедшей в 2017 году маме…

Романцовы ждут — не дождутся, когда наконец наступит весеннее тепло, чтобы перебраться на свою фазенду. А там у трех козочек будет приплод, примут новоселов птичник и свинский домик, пруд побелеет от гусиных и утиных стай. И выборные перипетии не будут казаться такими уж иссушающими душу.

Материалы подготовила Наталья НИКОЛАЕВА

Добавить комментарий