По понятным причинам, мне не довелось застать Крестовоздвиженское кладбище с кладбищенской Крестовоздвиженской церковью. Не застал я и поры советских переименований, когда, войдя в границы расширенного города, территория вдруг стала называться парком «Юность». Зато мне памятно народное название этого места, приходящееся на начало двухтысячных – «шервудский лес».

Граница Крестовоздвиженского кладбища с кладбищенской Крестовоздвиженской церковью ранее проходила по 15-му переулку (ныне Южный переулок), на месте, где сейчас расположен городской почтамт. Точная дата постройки церкви неизвестна, но определённо можно сказать, что церковь и кладбище появились не позднее начала XIX века. Они изображены на картине местного художника Якова Михайловича Колокольникова-Воронина «Отъезд императора Александра I из Осташкова».

В 30-е годы XX века кладбище, на котором в дореволюционные годы хоронили мещан и небогатых купцов, было закрыто. Церковь и кладбищенская ограда постепенно ветшали и приходили в негодность. В конце 60-х годов границы города были расширены, и рядом с бывшим кладбищем началось строительство нового городского микрорайона. При этом кладбище и церковь были уничтожены окончательно. В настоящее время сохранилась лишь одна из каменных башенок ограды кладбища. Рядом с ней — тесаный гранитный камень, в сквозном отверстии которого, вероятно, устанавливалась кружка для пожертвований.

В настоящее время на месте бывшей церкви и кладбища находится парк. Поросшую неопрятными кустарниками, высоченными деревьями и лишенную элементарных удобств территорию с «козьими тропками» называть парком язык не поворачивается. Место это на многие годы стало приютом для асоциальных элементов, распивавших в тусклых лучах фонаря спиртные напитки и навязчиво пристававших к прохожим. Нередко тут случались ограбления и нападения на людей. Парк «Юность» в наши дни приобрел дурную славу и был прозван молодежью “шервудский лес”. Пересечь его в темное время суток – затея сомнительная и опасная.

В 2005 году на территории парка, в память о павших земляках, сражавшихся за родину на фронтах Великой Отечественной войны, была построена часовня, освящённая в честь Нила Столобенского. Общую картину, к сожалению, это не изменило. В этом году прошел первый этап благоустройства парка. В следующем работы будут продолжены и, вероятно, завершатся. Но изменит ли благоустройство закрепившееся в нашем сознании неоднозначное восприятие этой сложной территории?

Даже далеко не склонные к разного рода мистификациям люди сегодня говорят о том, что нам прежде всего необходимо принять историю этого места. Осознать, что, возможно, в советском прошлом были совершены ошибки, когда не предназначенные для того места вдруг становились общественными зонами с рекреационными функциями. Да, несомненно, кладбище тоже, своего рода, рекреация, но не для живых. И наш долг осознать это и постараться загладить вину перед памятью предков.

И речь не о том, чтобы упразднить парк, возродить кладбищенскую церковь и начать заарканивать подле нее людей. Несколько общественников выступили с инициативой, предложив рассмотреть вопрос переименования парка «Юность» в соответствии с его исторической значимостью для Осташковского городского округа.

Название должно быть нейтральным и уж, конечно, не кладбищенским, вроде «Тихие холмы», ведь парковая функция этого места закрепилась и сохранится. В память же о погребенных, а среди них есть и выдающийся русский военный картограф, конструктор компасов, художник, автор рисунка герба СССР Владимир Адрианов, может быть установлен некий мемориал.

Инициативу поддерживаем и предлагаем нашим читателям подумать над возможным названием, предложив свой вариант. Рассчитываем на вашу активность.

Андрей РЯБОЧКИН

Добавить комментарий