Группа «Осташковское историческое общество» в социальной сети «ВКонтакте» публикует старые газетные статьи, хранящие не только информацию о событиях давно ушедших лет, но и бесценный слепок стилистики публицистов. Мы отобрали для вас несколько таких.

Сразу сделаем оговорку, что мы не готовы дать серьезную оценку содержанию статей, написанных журналистами минувшей советской эпохи, но и делать вид, что таких публикаций в более чем вековой истории газеты не было, также не станем. Журналисты писали хлестко. В рамках существовавшей цензуры нередко отыгрывались на тех, по ком бить разрешалось: торговцам, церковным служителям, мелким чиновникам, пьяницам.

Артель ли?

Были раньше в Осташкове две фотографии Иванова и Часова. Фотографы они старые, сызмальства к этому делу приучены, не один центнер фиксажа-виража израсходовали. Про одного из них даже говорят, что и снимая покойников он не забывает предупредительно сказать: «спокойно, снимаю». Вот до чего профессия в человека въелась!

Время шло, и решили фотографы объединиться. Объединились, назвали себя артелью и Кустпромсоюз принял новое детище в свое лоно. Казалось бы все хорошо: фотографы квалифицированные, работают на коллективных началах, могут проводить планомерную борьбу за качество продукции, за снижение себестоимости. На деле же, увы, не так.

Если раньше за полдюжины карточек «Универсал» вы платили трояк, то сейчас, извините, так дешево не отделаетесь. Дерут в три шкуры. Может быть качество хорошее? Ничего подобного. Поведут вас, с позволения сказать, в «ателье», рассадят. Вы заранее решаете про себя сделать умное или веселое или глубокомысленное лицо. Но это желание вам осуществить не удастся. Вы друг ощутите, что на вас сверху что-то капает, начинаете ежиться, когда капля попадает за шиворот или на плешь и, наконец, в ужасе замечаете, что капающая жидкость фиолетового цвета и очень прочно окрашивает праздничную рубашку.

Вы пытаетесь переменить позу, отодвинуться, но вас останавливает внушительное «спокойно, снимаю». С полученного снимка на вас глядит перекошенная страдальчески физиономия, в глазах — испуг и безысходная грусть по испорченному костюму.

Бывает так, что сверху и не капает. Тогда у вас лицо выходит хоть и не перекошенным, но в каком-то тумане, а иногда и совсем не выходит никакого лица, а так что-то — ни то смятый блин, ни то какая-то портянка. Но денежки с вас все же сдерут.

Кустпромсоюзу надо пересмотреть расценки артели и сделать ее настоящим трудовым коллективом, а не лавочкой, чем она является сейчас. Помещается артель фотографов в бывшем помещении фотографа Иванова, который и сейчас заправляет делами. Со стен на вас отовсюду глядят портреты заплывших жиром купцов, офицеров, чиновников, урядников, любовно охраняемые Ивановым. Нового советского фото, освещающего успехи соцстройки, советского фотожурнала вы в артели не увидите.

Трудящиеся района вправе потребовать от Кустпромсоюза, в ведении которого артель фотографов, доброкачественной продукции, доступных цен и внимания к своим запросам, И это нужно сделать немедля.

Газета «Путь Октября», № 52 (201), 5 мая 1932 год

Что стало истинным поводом для возникновения этой гневной публикации, качество услуг или всё же неугодные портреты и отсутствие советского фото, прославляющего успехи соцстройки, нам неизвестно.

Оковецкие попы в истерике

Как известно, в селе Оковцы кто-то украл «чудотворную икону Божьей Матери». Эта икона приносила большой доход местным попам.
Однажды в конце службы вышел поп Петр с проповедью.

— Православные, мы теперь сироты, — начал со слезами на глазах убитый горем поп. — Нет у нас заступницы, которая, которая… Поп не докончил фразы, зарыдал и упал в обморок.

В церкви поднялся стон, многие присутствующие заплакали. Попа вынесли из церкви. На смену ему вышел другой. Этот проделал такую же комедию: начал было говорить, но не кончил, зарыдал и ушел в алтарь.

Присутствующие стали требовать объяснения, но ответа не получили, с тем и разошлись.

Вечером многие видели, как у псаломщика по случаю его имянин, кутили попы. Самогонка лилась рекой. В обморок никто не падал.

Газета «Красная Волна», № 99 (613), 6 декабря 1922 года

Подобные сатирические, откровенно насмешнические выпады в сторону священнослужителей были в ту пору нередки. Антирелигиозная пропаганда велась не только в традициях просвещения, но и не брезговала такими вот методами. Это теперь у нас есть статья за оскорбление чувств верующих, а тогда было так.

Стадион, базар, коровы

В этот теплый майский день на Осташковском стадионе происходил футбольный матч. Играли первая сборная города со второй сборной. Игра была, правду надо сказать, интересной. Восторгаясь прекрасной игрой футболистов, зрители бурно аплодировали. Неспокойные болельщики в горячих спорах предвещали исход игры. Однако матч был бы еще интереснее, если бы в середине второго тайма неожиданно для всех свисток судьи не прервал игру и тем самым не известил зрителей матча о появлении на футбольном поле… двух рыжих коров. Появление в самый разгар матча незваных «игроков» вызвало у зрителей, и это вполне понятно, бурю возмущения.

Здесь можно было бы сказать несколько слов о стиле игры незваных «игроков» и о том, как обе «футболистки» через несколько минут, с трудом, наконец, «за грубость» были удалены с поля, о том, как напрямик через стадион, пренебрегая игрой, то и дело ходят на базар и с базара торговцы. Но это, как нам кажется, в настоящее время не самое главное.

Значительно интереснее знать, откуда во время игры появился на стадионе скот? Почему стадионом многие пользуются, как кратчайшей дорогой на базар? Может быть, городской стадион больше похож не на стадион, а на пастбище? Ответ на последний вопрос давно уже, больше года, ждут с нетерпением все те, кто любит спорт, и кто хочет заниматься спортом.

Изрядно, надо сказать, волнует этот вопрос и городской совет. О стадионе, пожалуй, самый наболевший вопрос в горсовете. Оно и понятно! Ведь больше года там бурно дискутируют о том, где в Осташкове должен находиться стадион и где базар?

Газета «Путь Октября», № 53 (3112), 28 мая 1946 года

Минуло 74 года. По стадиону коровы уже не бегают, но по соседству, как и тогда, по выходным возникает базар. Как раз тогда, когда на нём проходят футбольные матчи.

Наглый шантаж

В первых числах июля месяца с.г. местным торговцам гор. Осташкова Наумовскому, Модель, Мишеловину и др. были подброшены анонимные письма с требованием вложить по пятьдесят миллионов руб. каждому в указанном месте на набережной озера «Селигер» за Знаменским монастырем в так называемом «Знаменском зарубе». В письмах говорилось, что в случае, если они не положат требуемой суммы или заявят властям, то семьи их будут уничтожены.

22 сентября удалось задержать и изобличить в столь дерзком шантаже некоего 18-летнего Пачковского Александра, гр-на г. Осташкова, проживающего по Малознаменской ул. в доме №3, каковой после некоторых запирательств сознался во всем, объясняя свой поступок тем, что просто, якобы хотел попугать их (евреев). Недешево обойдется теперь эта игра гр. Пачковскому Александру, когда он станет пред лицом Пролетарского Суда.

Газета «Красная Волна», № 80 (594), 27 сентября 1922 года

Уж не знаем, чем закончилась история Пачковского, сильно ли его покарал пролетарский суд, но и сегодня сохраняется в некоторых местных жителях неуёмная жажда лёгкой наживы и подленькое деление людей на своих и чужих по национальному признаку.

Ещё о местном гортеатре

Не так давно мы писали о том, какой должен быть репертуар театральных пьес и каков он фактически в местном гортеатре. К нашим призывам труппа, вернее ее заправилы, остаются глухи. В то время, когда революционный театр ищет новых путей, новых форм, стремится не отходить от жизни, а идти с нею рука об руку, наш театр, наши Вертышевы выкапывают из театрального хлама разного рода мещанские мелодрамы и в скверном виде преподносят их осташам.

Расчет так поглотил умы театральных заправил, что во имя его они жертвуют хорошею игрою артистов.

В самом деле, у нас имеется целый ряд любителей с богатою практикою. Где же они? Почему мы видим на сцене ряд совершенно бездарных любителей и любительниц, в то время, когда лучшие силы сидят в партере и любуются этою бездарностью?

Ответ, конечно, прост. Администрации театра выгоднее заплатить в пять, десять раз меньше бездарности, чем артисту, который цену себе знает и за гроши работать не будет.

Но это ошибочный взгляд. Когда в труппе хорошие силы, пьеса приобретает большую ценность. Можно уверенно сказать, что сборы будут тем больше, чем выше поднимется ценность, работоспособность труппы.

Что сейчас мы видим?

Играют Вертышев и Троепольская, а остальные подыгрывают, причем некоторые, как Олисова, Дешкин и др. очень скверно подыгрывают: Олисова потому, что она, вообще недалекая любительница, а Дешкин, как ошибочно получающий роли любовников.

В силу того же, по-видимому, расчета Вертышев и Троепольская играют самые разнообразные роли. Но из трагика комика не сделать; если хорош Вертышев в бытовых ролях, то плох в роли, положим, фата.

Наоборот, Троепольская бытовые роли не может играть, а также не подходит к роли героини пьесы «Кровь». Зато инженю-кокет она хорошая.

Неправильное распределение ролей происходит, конечно не вследствие неуменья режиссера, а потому, что в труппе нет сил. Поменьше никуда не годной расчетливости и дело выиграет.

Газета «Красная Волна», № 85 (599), 14 октября 1922 года

Такие вот удары от критиков приходилось сносить нашим театралам. Гортеатр и горе-критики… Дело, скорее всего, было не в типажах артистов и их непопадании в роли. Не угодил репертуар, не отвечающий “взыскательным” вкусам любителям нового “революционного театра”.

Азарт

Среди местной молодежи азарт все больше и больше пускает свои вредные корни. Играют на деньги везде – на улице, на площадях, дома, в саду, одним словом, там, где можно собраться двум-трем людям.

Особенно распространена старая русская игра в городки (рюхи), но играют в их не так, как играли раньше, а на деньги. Это приходится наблюдать чуть ли не на каждом углу, особенно так это на площади Революции (Тюлевой), где играют с таким азартом, что, проходя мимо, опасаешься, чтобы не получить «рюхом» в лоб.

Молодежь, пора опомниться. Организуйтесь! Идите в клубы, просвещайтесь! Читайте, а не азартничайте. Пролетарская молодежь, к вам обращаюсь.

Эд. С.
Источник: газета «Красная Волна», № 6 (145), 23 июля 1919 года

Знал бы товарищ Эд. С., что сто лет спустя в Осташкове многочасовые заседания чиновников, депутатов и целых региональных министров будут посвящены тому, как бы вновь заинтересовать жителей Селигерского края этой забавой. Эх, где тот былой азарт? И как теперь вытащить пролетарскую молодежь на улицу?

Полосу подготовил Андрей РЯБОЧКИН
Благодарим группу «Осташковское историческое общество» за предоставление материала в цифровом формате

Добавить комментарий