На первом канале вообще забыта классическая музыка. На «Культуре» ее все меньше и меньше. Но нельзя же все время кормить нас шоу-бизнесом. Ведь если есть одно лишь сладкое, то непременно получишь диабет. Так вот эта музыка, которую мы сегодня услышим, заставляет нас быть немножечко другими, быть лучше».
Эта небольшая речь Элеоноры Беляевой, предварявшая выступление «Российской камераты», отображает проблематику культуры в целом, ее упадок. И как справедливо заметила ведущая, в этой связи большая ответственность ложится на музыкантов-просветителей. Благодаря их преданности высоким идеалам и глубокому пониманию музыки, тех, кому надоел этот «попсовый беспредел» с каждым годом становится больше.
Почетный работник культуры и искусства Тверской области, художественный руководитель Тверской филармонии и дирижер Андрей Кружков, пожалуй, тоже относится к таким просветителям. Его оркестр – это выпускники консерватории. В этом составе они работают три или четыре года. Их маленькая армия борцов с шоу-бизнесом состоит из молодых людей по виду лет до 30.

Концертную программу открывала «Простая симфония» (для струнного оркестра) Бенджамина Бриттена. Построена она на материале из сочинений, написанных им в возрасте 9-12 лет, и состоит из четырех частей: «Неистовое буре», «Игривое пиццикато», «Сентиментальная сарабанда» и «Весёлый финал». В первых двух и последней можно было услышать необычайную легкость, изящность и красоту ритмического рисунка. Названия их подходят как нельзя лучше, по-другому и не скажешь — действительно неистовая, игривая и веселая мелодии. Но посреди этих трех коротких бурлесок была помещена медленная, длинная и довольно печальная сарабанда, пронизанная трагизмом. Вопреки названию, симфония оказалась совсем не простой в исполнении. Музыканты продемонстрировали незаурядное мастерство.
Затем прозвучал триптих японского композитора Ясуси Акутагава. Огненной бурей, яркими всполохами тысячи искр отозвалось аллегро, высекаемое из воздуха безумной пляской смычков, за ним последовала завораживающая и убаюкивающая колыбельная и, наконец, мощное и волнительное прэсто. Те, кто мог позволить себе недопустимую роскошь и вынырнуть на мгновение из транса, наверняка заметили, как на сосредоточенных лицах совсем еще молодых исполнителей тихо живут сильнейшие эмоции – скрытые за профессиональной выдержкой глубокие переживания музыки.
Во втором отделении на сцену вышел баянист, лауреат международных конкурсов Максим Сальников. Оркестр исполнил цикл «Времена года в Буэнос-Айресе» аргентинского композитора Астора Пьяццоллы. Это набор из четырёх танго-композиций: «Осень», «Зима», «Весна» и «Лето» с характерным мелодико-ритмическим богатством и контрастом. В заключении прозвучало еще три танго того же автора: меланхоличное «Oblivion», «Libertango» – композиция в стиле новое танго, и страстное «Milonga». Солирующий баянист выступил поводырем для всего оркестра. Его партия была исполнена виртуозно. Это подтвердила и реакция зала, побудившая артистов выступить на бис.
Возвращаясь к словам Элеоноры Беляевой, произнесенным в начале концерта, хочется добавить, что если армия этих и подобных им молодых ребят не одержит победу в борьбе с дурновкусием, то мир окончательно сошел с ума и жить ему останется недолго. Нам приятно думать, что наш фестиваль – это может быть не фронт, но уж точно важная линия защиты в бою за культуру.
Андрей РЯБОЧКИН
Фото Юрия Васильева

Добавить комментарий