Люди. Газета. Жизнь

Когда в теплом дружеском кругу коллеги недавно отмечали 80-летие старейшего нашего журналиста Юрия Крылова, конечно, вспоминали его долгий творческий путь.

Вспомнили многое. Наши читатели – жители города и района хорошо знают творчество Крылова: его неповторимые фотоработы, критико-аналитические статьи о местных художниках, улетающие нарасхват брошюры, книги и альбомы о селигерской природе, о достопримечательностях края и его удивительных людях – земляках автора.
Иногда задумываешься: откуда у этого человека столько энергии? Где он находил и до сих пор ещё берет силы для своих новых находок и подготовки новых публикаций? Но изучая весь его творческий путь, понимаешь – с младых лет живёт в нем неравнодушный интерес ко всему окружающему. И этот интерес, и это неравнодушие служат источником бурного кипения его жизни. И в этот кипящий водоворот своих сил, чувств, страстей он постоянно втягивал тех, кто оказывался с ним рядом – товарищей по учёбе, коллег по работе, просто знакомых.
Больше четверти века мы работали вместе, и я вспоминаю, как привлекательны были на страницах нашей газеты его маленькие зарисовки под рубрикой «Окно в природу». Незамысловатый текст и непонятно как уловленный фотоснимок пугливой птахи или дикого обитателя лесной чащи заставляли читателя проникаться удивительным чувством нежности к родной, окружающей его, природе и признательности автору за эти небольшие открытия.
Но этот автор в своем творчестве пошел гораздо дальше. Я здесь хочу вспомнить не только его прекрасные книжечки-откровения «Лучик», «Приветливый ручей» и другие. Я вспоминаю организованный Крыловым в нашей редакции внештатный экологический отдел. Его страстное неравнодушие к многочисленным проблемам Селигера и его окрестностей собрало вокруг него столь же небезразличных граждан, готовых, открыв забрало, встать на защиту селигерской природы. Их было не так много, этакая «могучая кучка» наших смелых земляков, которые при поддержке газеты (на её страницах и на любых общественных мероприятиях) открыто предлагали пути решения назревших проблем в спасении уникальной селигерской природы. И надо сказать, их мнения, их предложения нередко шли вразрез с мнениями и планами районного, областного и даже центрального руководства. Что вызывало неудовольствие и подчас противодействие начальства. За их выступления, их акции попадало и газете, и её руководителю, и, конечно же, самому Крылову. Зато в редакции наши нештатники регулярно появлялись с просветленными лицами и все новыми идеями. Вот они, наши тогдашние «зеленые» идеологи: Олег Егоров, Рудольф Кокоулин, Серафима Ивашенко, Александра Антонова, Александр Филимонов, Юрий Михеев, Георгий Погожий, Олег Митрофанов и другие.
Собираясь на обсуждение своих очередных планов, они потом заглядывали в мой кабинет. Рассказывали о новой задумке, спрашивали: опубликуешь? не побоишься? А что было бояться? Главное, читатели были «за», тираж рос от месяца к месяцу. И, главное, результаты были налицо. Получили охранный статус прилегающие к Ниловой пустыни боры Троеручицы. Была пресечена попытка вырубки Хачина. Спасена предназначенная под дачи территория прибрежного бора между деревнями Залучье и Пачково. Под особый контроль был взят исток Волги – с целью не допустить здесь изменения ландшафта. А какой натиск официальных лиц пришлось выдержать всем нам по поводу предлагавшейся перестройки часовни на Истоке. Отстояли! Это был подлинно народный исторический выбор.
Много сил потребовалось от общественников, чтобы не допустить продажу и застройку любимого осташами Кличена, строительства через него автодороги, гребного канала здесь.
К большому сожалению, не всегда и не всё удавалось нашим «зеленым». Сколько ни пытались они вырастить сосновый бор на острове Фомино, подсадить сосны на Ольшице и в Житном, земляки, увы, этим не озаботились. Несмотря на все старания, не поддержали они и идею национального парка на Селигере. Не потому ли в последующие годы разгулялся в наших уникальных борах топор лесных браконьеров?
Но будем справедливы: даже то, что было сделано, во многом помогло Селигеру выжить в то дикое постсоветское время. И, наверное, главное – это процветающий ныне уникальнейший памятник христианства: монастырь Нило-Столобенская пустынь. Уже готовится он ко второму посещению его Главой РПЦ – Патриархом всея Руси Кириллом. А ведь это члены нашего редакционного экологического отдела стучались во все двери, нашли выход на депутатов Верховного Совета СССР, опубликовали в нашей газете обращение о необходимости вернуть превращенный в заурядную турбазу объект в лоно Церкви.
Оглядываясь на пройденный путь, я думаю: как это здорово, когда рядом трудятся неравнодушные к делам общества энтузиасты. Такие как Юрий Михайлович Крылов и его «зелёные» соратники. Помните (уж простите за возможно преувеличенный пафос) слова восточного поэта-мыслителя: «И если я гореть не буду, и если ты гореть не будешь, то кто же здесь развеет тьму?»
Как это применимо к нашей сегодняшней осташковской ситуации. Не так ли?

Алла Логинова,
главный редактор «Селигера»
в 1983 – 2008 гг.

Добавить комментарий