— Максим Герасимов – разносторонний мальчик, интересуется многими аспектами нашей жизни: от кораблей до грядок в огороде. Причем он умеет успешно соединить воедино научные теории с обычной практикой. Одно из его увлечений – экология. На своём дачном участке Максим два года выращивал несколько сортов картофеля, сравнивал урожай, проверял его на нитраты и пришёл к выводу, что в нашей местности лучше всего сажать такие сорта «второго хлеба» как «Кондор» и «Синеглазка», — характеризует учащегося заместитель директора по научной работе гимназии №2 Татьяна Владимировна Петрова. – И что важно, урожай выращен экологически чистый.
Завучу вторит руководитель научно-исследовательской работы Максима учитель биологии, экологии и географии Лариса Ивановна Михайлова:
— Как правило, большинство работ учащихся – реферативные. А практики не хватает. Максим же в своём труде опирался на собственную деятельность на дачном участке. И сразу показал конечный результат своих наблюдений и исследований – молодец! Это оценило по достоинству и компетентное жюри очень серьезного конкурса, на который мы ездили с Максимом 1 декабря: ему присудили почетное третье место и вручили диплом.
Планка мероприятия действительно очень высока. Оно проходит в областной столице уже не один год при поддержке министерства образования и Центра развития детей и молодёжи Тверской области, Управления образования администрации города Твери, химико-технологического, физико-технического и математического факультетов Тверского государственного университета. Среди членов жюри конкурса кандидаты наук, доценты кафедр ТГУ, его студенты, директора тверских школ.
Гимназия №2 поехала на региональный этап «Менделеевских чтений» впервые. И сразу такой успех! Чем это объяснить?
— Когда ученик и учитель находят взаимопонимание, интерес ребёнка совпадает с интересом научного руководителя, тогда и достигаются такие результаты. Лариса Ивановна смогла заинтересовать Максима, — поясняет Т.В. Петрова.
— Он в основном делал всё сам. Когда выбирали тему, я сказала: «Надо что-то показать на практике, чтобы был сразу виден результат твоих исследований». Максим подумал и предложил: «Приемы агротехники выращивания картофеля на приусадебном участке», — дополняет научный руководитель.
— У нашей семьи есть свой огород. А мне интересна земля, её свойства, — вступает в разговор юный исследователь. — Прежде чем приступить к работе, я изучил много материалов, делал какие-то анализы, то есть сначала была теория. Потом началась практика: посадка картофеля, уход за посевами, выкапывание урожая. Сажал двумя способами: традиционным, в борозды с последующим закапыванием землей, и новым – в борозды, но прикрывая картошку вместо земли соломой. Первый год показал, что при традиционной посадке лучше уродился сорт «Кондор», а под соломой оказалось больше «Синеглазки». Но измеряя при этом нитраты в выращенном урожае, выявил, что в «Синеглазке» их больше, хотя по сравнению с покупным картофелем показатели были в два раза меньше.
На следующий год повторил эксперимент, и он подтвердил результаты предыдущего: «Синеглазку» лучше сажать под солому, а «Кондор» традиционно. И урожайность картофеля возросла вследствие того, что осенью солома была перепахана и послужила органическим удобрением. При этом нитраты стали ещё меньше. Таким образом, я пришёл к выводу, что для нашей местности лучше подходят именно эти сорта картофеля и сажать их надо по-разному.
Когда я выступал со своей работой, жюри заинтересовалось ею, стали задавать вопросы. Переговаривались между собой: «Это интересно, надо взять на заметку». Кстати, первоначально под доклад отводилось восемь минут, а непосредственно перед выступлением предупредили, что время сокращено до семи минут. Я уложился, а кто-то выбыл из борьбы, не успев договорить. Время было очень жестко регламентировано.
— Волновался?
— Сначала да, потом успокоился. Всего было 19 основных докладчиков, а в целом число выступающих в нашей секции, которая называлась «Экология», достигло ста. Было интересно послушать, пообщаться с конкурсантами – это совсем другой уровень – ведь сюда были отобраны самые лучшие работы.
— Выступление на этом конкурсе стало продолжением нашей конференции научно-исследовательских работ, ежегодно проводимой в гимназии. Но это, конечно, совсем другой уровень. Заняв третье место, нам есть к чему стремиться, ведь победители «Менделеевских чтений» едут в Москву на всероссийский этап, — итожит Лариса Ивановна.
К слову, в тот день 1 декабря Максим одержал ещё одну победу: он занял первое место на муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников. Его проект «Самовар», выполненный под руководством учителя технологии Сергея Геннадьевича Абакшина, был признан лучшим, а это подтверждает, что Максим Герасимов действительно одаренный мальчик и мастер на все руки, к тому же очень-очень скромный. Из презентации Максима:
«Изделие «Самовар» выполнено из древесины, что является экологически чистым продуктом, так как древесина не выделяет вредных веществ. Изделие покрыто лаком, который выделяет вредные пары только до тех пор, пока не высохнет. Лакокрасочная продукция имеет государственный стандарт и разрешена к применению.
Элементы изделия соединены клеем, который состоит из компонентов, выполненных из природного материала, поэтому наше изделие является экологически чистым продуктом, которое не приносит вред человеческому организму.
Теперь, когда изделие закончено, мне очень приятно не только показать его преподавателю, одноклассникам, друзьям, но и просто в домашней уютной обстановке, сидя в кресле с чашкой горячего ароматного чая, наслаждаться необыкновенной красотой созданного своими руками самовара».
Поздравляем Максима, его родителей и наставников, а также весь коллектив гимназии с замечательными достижениями!
Желаем новых успехов и побед нашим юным исследователям, умным, талантливым, уверенно смотрящим в будущее.

Галина БУКРЕЕВА

Добавить комментарий