На днях вернулась с известного курорта (да-да, старейшего и популярного!) – санатория «Кашин», который расположен в центре одноименного районного центра. Не была там более двадцати лет, поэтому было интересно взглянуть на перемены. Признаться, он не очень изменился в целом и удачно сохранил облик старинного и самобытного, чисто российского маленького городка. Многоквартирные дома там расположились точечно, и поэтому нет четкого разделения, как в Осташкове, на старую и новую части. Иные уголки совсем рядом с центром настолько патриархальные, что, кажется, если бы не название улицы «Обновленный труд», подумалось бы о машине времени с курсом в прошлое.

В Кашине трудно ориентироваться, особенно осташам, живущим в четкой продольно-поперечной планировке. Ориентир местных жителей «Вам надо идти прямо» может означать что угодно, вплоть до кругового движения: тому виной размещение городских строений в причудливом пространстве вокруг петляющей речки Кашинки и на холмах, ею прорезанных. Речка измельчала, заросла и стала раем для многочисленной колонии уток. Они живут в четком режиме санатория, расположенного на ее берегах: после завтрака, обеда и ужина сердобольные оздоравливающиеся граждане несут угощение. Говорят, даже замечены в городской черте бобры, что представляет для Кашинки серьезную опасность.
А вот о центре города хотелось бы сказать особо. Во-первых, здесь удачно сконцентрированы торговое, административное, культурное и православное начала. Сохранились в довольно пристойном виде торговые ряды с «галдарейками», которые используются по назначению – три комплекса строений дополняются в базарные дни торговлей с развалов и палаток. Квартал зданий «единой фасады», где располагаются магазины и офисы. И совершенно роскошный, недавно построенный Дом культуры: пять лет назад досуговый центр переехал из Воскресенского собора, который возвращен Церкви и теперь ждет реставрации, чтобы вернулись мощи благоверной княгини Анны Кашинской. Собор роскошен, куранты, который привез из Парижа купец первой гильдии Терликов в 70-е годы XIX века, отстукивают каждую четверть (о чем сообщает памятная доска в построенной им же колокольне).
Напротив типового здания бывшего горкома, а теперь администрации района, — диво дивное: доска почета. Почетные граждане района, люди, отличившиеся в разных отраслях. И думается, это очень правильно сохраненная традиция. Говорят, даже прагматичные японцы взяли на вооружение это публичное визуальное признание отдельными членами корпорации особых заслуг. Героев мирных дней и дел тоже надо знать в лицо! На отдельных наших предприятиях (например, кожзавод) также существуют доски почета, но почему бы не восстановить существовавшую в прежние годы городскую или районную?
В нескольких сотнях метров – мемориал, посвященный подвигу народа в годы Великой Отечественной войны. Война обошла Кашин стороной, он принимал беженцев из западных районов области, работал на фронт, ждал с войны отцов, отправлял на защиту Родины сыновей. Вот этому трогательному моменту – проводам матери сына, почти еще мальчика, на фронт, посвящена скульптура. В центре мемориала – большое со вкусом сделанное панно, а под прямым углом к ней – мини-стелы с именами кашинцев – Героев Советского Союза. И – внимание! – клумбы с цветущими розами.
Нашлось место в центре и для детей. Совсем небольшой сквер с тремя детскими площадками – для ребятишек разного возраста, чуть ли не с рождения предназначенных. В центре сквера довольно ухоженная клумба, которую никто не топчет. А вспомните-ка, есть ли у нас публичное место, где ребятишки могут поиграть, а старшие спокойно посидеть среди цветов и зелени? Нет, если не считать отдельные дворы, но ведь хочется когда-то именно культурно выйти в люди. Парк, набережный сад, многострадальная набережная лишь периодически и за круглую сумму в карманы приезжим могут пригласить осташей и гостей города на аттракционы. Вот и ползают наши малыши по клумбам возле фонтана или по ступенькам памятника Партизанам.
Так что умилялась и радовалась я совсем простым, бесхитростным вещам, которые определяют духовное и культурное лицо моей второй исторической родины – старинного русского города Кашин.

Наталья Николаева

Добавить комментарий